Маузер. Премьера!

Концерт «Маузер. Премьера!»

Это прошедший концерт.

МАУЗЕР. Премьера
Спектакль Теодороса Терзопулоса по пьесе Хайнера Мюллера
перевод Эллы ВенгеровойВ спектакле звучат фрагменты из песен:«Смело товарищи в ногу» (сл. Л. Радин), «Туруханский марш» (сл. Ю. Мартов), «Мы жертвою пали в борьбе роковой» (сл. А. Архангельский), «То не ветер ветку клонит» (А. Варламов, С. Стромилов), а также фрагменты духовных гимнов

Спектакль знаменитого греческого мастера, одного из лидеров европейского театра Теодороса Терзопулоса – первая полная сценическая версия пьесы Хайнера Мюллера «Маузер» в России. Хайнер Мюллер (1929 — 1995) — немецкий драматург, режиссер, поэт, эссеист, крупнейшая фигура немецкого театра после Бертольта Брехта, чья драматургия не имела должной сценической судьбы на российской сцене, большая часть творческого наследия Хайнера Мюллера так и не переведена и не опубликована в нашей стране.

Особую художественную и историческую ценность премьере спектакля «Маузер» сообщает важный факт творческой биографии Теодороса Терзопулоса. В 1970-ых годах режиссер пять лет стажировался в Берлинер ансамбль, где его наставником был сам Хайнер Мюллер. В 1990-ых именно Теодорос Терзопулос впервые открыл драматургию Хайнера Мюллера для российского зрителя, поставив в Театре на Таганке спектакль по его пьесе «Квартет» (1993) с артистами Аллой Демидовой и Дмитрием Певцовым.

«Маузер» был написан в 1970 году как третья часть экспериментального триптиха, первая пьеса из этого ряда – «Филоктет», вторая – «Гораций». Триптих опирается на теорию и практику дидактической драмы Брехта, но и полемизирует с ней. Предтечей «Маузера» стала «дидактическая песня», созданная Бертольтом Брехтом и композитором Хансом Эйслером «Высшая мера» (Die Massnahme, 1930).

«Маузер» описывает и представляет собой особый судебный процесс, где, подобно античной драме и, как и в дидактической песне Брехта, действуют Герои и Хор.

Во многих из своих 30-ти пьес Хайнер Мюллер обращается к сюжетам мировой литературы. «Маузер» – радикальная вариация на тему романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», эпизод из Второй книги романа, описывающий службу Бунчука в Революционном трибунале Донского ревкома. В пьесе слышны также и мотивы «Конармии» Исаака Бабеля.

«В пьесе раскрыта естественная динамика насилия, которая может проявиться в ходе какой бы то ни было революции, отдаляя ее от изначальных целей и делая их достижение, пусть даже в далеком будущем, крайне сомнительным. В рамках такой перспективы революция как социальный феномен приобретает, помимо своих политических черт, и глубоко гуманистическую или, точнее, онтологическую сторону.

В последние годы по всему миру интерес к «Маузеру» возобновился, подтверждая тем самым актуальность его проблематики во время, когда гражданские войны и столкновения вернулись, а война, кажется, вновь становится средством решения конфликтов между мировыми державами.

Спектакль я посвящаю памяти моего учителя Хайнера Мюллера и артиста Янниса Кунеллиса, друга и соратника Хайнера Мюллера, а также и моего». Теодорос Терзопулос

На Александринской сцене «Маузер» составляет театральную дилогию со спектаклем «Мамаша Кураж и её дети», созданным Теодоросом Терзопулосом в 2017 году.

Творческая группа спектакля:

Режиссура, сценография, костюмы, свет - Теодорос Терзопулос
Режиссер-ассистент - Саввас Струмпос
Композитор - Панайотис Велианитис
Музыкальный руководитель - Иван Благодёр
Ассистент режиссера - Алексей Демидчик
Помощники режиссера - Татьяна Тимофеева, Екатерина Щербатюк
Переводчик - Ольга Николаенкова
Выпускающий продюсер - Антонина Дзоценидзе

Действующие лица и исполнители:

Первая жертва Николай Мартон
Судья Елена Немезер
Инструктор Игорь Волков
Вторая жертва Дмитрий Бутеев
Обвиняемые Николай Белин, Максим Яковлев, Тимур Акшенцев, Владимир Маликов, Евгений Кошелев
Хор Дарья Малюшенкова, Ана Стенпанова, Любовь Штарк, Софья Шустова, Алексей Двоеглазов, Владимир Минахин, Ефим Роднев, Иван Супрун

Продолжительность спектакля 1 час 20 минут

Театральное представление «Маузер. Премьера!» прошло в Александринском театре 13 сентября 2020 года.

Александринский театр