Медный всадник

Концерт «Медный всадник»

Это прошедший концерт.

Балет в трех действиях
Третий спектакль 16-го абонемента
ИСПОЛНИТЕЛИ
Евгений – Александр Сергеев
Параша – Екатерина Осмолкина
Петр I – будет объявлено позднее
Царица бала – Анастасия Колегова
Арап Ибрагим – будет объявлено позднее
Коломбина – будет объявлено позднее
Арлекин – будет объявлено позднее
Шут Балакирев – будет объявлено позднее
АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ
Музыка Рейнгольда Глиэра
Либретто Петра Аболимова по поэме А.С. Пушкина
Хореография Ростислава Захарова, Юрия Смекалова
Постановка Юрия Смекалова
Художник-постановщик – Андрей Севбо
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова
Художник по свету – Александр Наумов
Художник-видеографик – Александр Логвинов
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕПролог
Пустынный берег. Петр I погружен в думы о будущем России, о создании города на Неве.
Действие I
Петербург, 1824 год. На Сенатской площади у памятника Петру I народное гулянье. Дают представление бродячие артисты. Танец Коломбины и Арлекина прерывается звуками военного оркестра – через площадь марширует полк. У памятника встречаются влюбленные Евгений и Параша. В наступающих сумерках торжественно грозным кажется монумент Петру Великому. Евгений с восторгом рассказывает Параше о Петре…Гавань Петербурга. На верфи закончена постройка корабля, идут приготовления к торжественному спуску. Основатель русского флота Петр I с гордостью осматривает новый корабль, отдает последние распоряжения. Прибывают заморские гости. Все готово для торжества. Петр перерубает канат, и корабль медленно сходит со стапелей.По аллее Летнего сада гости идут во дворец Петра I на ассамблею. Петр представляет своего крестника, вернувшегося из Франции Ибрагима, красавице, признанной на ассамблее «царицей бала». Государь открывает подаренный голландскими моряками глобус с моделью нового корабля. В разгар общих танцев Меншиков затевает игру – оказавшийся без дамы должен выпить кубок большого орла. Гости расходятся далеко заполночь.Оставшись один, Петр мечтает о том, каким станет город, заложенный в устье Невы.Действие IIОсень 1824 года. В домике на берегу Васильевского острова живет Параша с матерью. В саду под сенью ивы она с подругами водит хоровод. Мать Параши показывает, как плясали в старину. Девушки гадают. Евгений, прячась за ивой, любуется их танцами.Евгений и Параша мечтают о тихом семейном счастье. Девушки дарят влюбленным свадебные венки из осенних листьев.Вдруг поднимается ветер, небо затягивают тяжелые тучи – приближается непогода. Евгений прощается с Парашей и спешит домой, пока не сняты с Невы мосты.Комната Евгения. Евгений вспоминает о свидании с любимой, все его мысли о свадьбе.А за окном бушует непогода, надвигается наводнение. Тревожась за Парашу, домик которой стоит у самого залива, Евгений спешит к возлюбленной.Действие IIIНа набережной толпа испуганных горожан наблюдает за тем, как быстро поднимается вода в Неве. Река выходит из берегов. Евгений в отчаянии – путь к Параше отрезан. Взобравшись на каменного льва, он с ужасом наблюдает картину наводнения. Обезумев от тоски и страха, Евгений бросается в воду в надежде переправиться через бушующую Неву к домику Параши.Буря утихла. На том месте, где еще вчера жила Параша, нет ни старого домика, ни калитки, ни людей – только одиноко поникла сломанная ива. Потрясенному горем Евгению чудится, будто вновь появляется его любимая. Евгений теряет рассудок.Над безумным Евгением насмехаются мальчишки. На месте недавнего свидания с Парашей Евгений с ненавистью смотрит на Медный всадник, считая Петра, основавшего город на Неве, виновником своих несчастий. Евгений слышит за собой тяжелый топот величественного всадника и вступает с ним в смертельную схватку. Не в силах бороться Евгений падает мертвым.ЭпилогЗаложенный Петром город преобразился, а петербуржцы, как и прежде, мечтают о любви и счастье…О СПЕКТАКЛЕВозвращение на сцену забытых, некогда любимых публикой спектаклей – тренд Мариинского балета последних лет. Появление в репертуаре «Медного всадника» – продолжение этого курса. Но если раньше старые балеты восстанавливали, скрупулезно реконструируя тексты по архивным записям или воспоминаниям танцевавших эти спектакли артистов, то на сей раз антиквариат решили адаптировать к современности. В новом «Медном всаднике» сохранена хореографическая конструкция спектакля Ростислава Захарова, созданного в 1949 году: те, кто выходил на сцену в этом балете в 1980-е, показали сегодняшним артистам свои партии. А танцевальную скромность того драмбалетного спектакля до соответствия интересам современных исполнителей и привычкам нынешних зрителей довел Юрий Смекалов – прыжков и сложных пируэтов в хореографическом тексте стало больше. «В своей постановке я стараюсь сохранить хореографическую мысль Захарова, но хочу показать ее в новом ракурсе, чтобы спектакль обрел актуальность для сегодняшней публики», – говорит постановщик. Если танцы подверглись обновлению лишь частично, то в убранстве сцены полностью отказались от решений спектакля сталинского времени, а многое из того, что зрители середины ХХ века домысливали, отдаваясь патетике музыки Глиэра, сегодня прорисовывается компьютерной графикой. Патину времени с антикварного сувенира сняли, придав «Медному всаднику» современный лоск.Ольга МакароваПремьера балета в хореографии Ростислава Захарова – 14 марта 1949 года, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский), ЛенинградПремьера балета в постановке Юрия Смекалова – 31 марта 2016 года, Мариинский театр, Санкт-ПетербургПродолжительность спектакля 3 часаСпектакль идет с двумя антрактами

Театральное представление «Медный всадник» прошло в Мариинский театр 9 февраля 2020 года.