Между Бахом и Землёй

Концерт «Между Бахом и Землёй»

Это прошедший концерт.

«Между Бахом и Землёй» — в программе московской органистки Лии Якушевой отражён божественный мир гениального Мастера, чья музыка вызывает у публики чистый восторг и неизменный катарсис. Космизм Баха на этот раз пересечётся с безудержной стихией «симфонического» органа.

Одним из источников необъятного творчества Баха является протестантский хорал. Многочисленные исследователи его музыкального творчества рассматривали сочинения Иоганна Себастьяна на предмет риторических фигур, в которых запечатлён их истинный смысл.

Бах — гений, планета, вселенная, океан. Его музыка востребована и актуальна во все времена. Композиторы самых разных стран и эпох неизменно обращались к его творчеству, не только используя прямое цитирование, но и прибегая к самым дерзким и неожиданным экспериментам.

Лабиринт — ритмическая структура, которая не сразу позволяет осознать свойства звукового пространства, диктуя жёсткие параметры времени, внимания и вектора движения. Это ваш выбор — раствориться в нём или следовать приказам своего «Я». Маленький гармонический лабиринт Баха — уникальная пьеса-квест, где на протяжении краткого времени гармония непрерывно меняется, проходя самые отдалённые тональности. В лабиринте существуют звуковые Вход-Центр-Выход. Этот опус находится в стороне от основного баховского репертуара и является смелым и дерзким экспериментом мастера в области гармонии.

Убеждённый «бахианец» Сезар Франк создаёт знаменитый цикл Прелюдия, фуга и вариация в форме барочного триптиха, отчасти навеянный сочинениями Баха. Великий романтик, в творчестве которого удивительным образом соединились барочная и романтическая традиции, он до конца своих дней играл в церкви Святой Клотильды, поражая своим искусством не только прихожан, но и выдающихся музыкантов того времени.

Не остался в стороне и родоначальник жанра органной симфонии Шарль-Мари Видор, создав уникальный цикл Bach’s Memento (Воспоминания о Бахе), где многочисленные опусы самого Иоганна Себастьяна, созданные для различных инструментальных составов, засверкали новыми гранями.

Связь с музыкой Баха была одной из определяющих для творчества Феликса Мендельсона, благодаря которому Бах вернулся в мир музыки из долгого забвения. Непревзойдённый виртуоз органа, Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям Короля инструментов, создав революционный жанр романтической сонаты для органа. Шесть сонат — центр органной Вселенной Мендельсона. Одним из основных жанров в литургии была и остаётся хоральная обработка. Европейская музыкальная культура практически выросла из переосмысления одноголосного церковного песнопения — хорала, сначала григорианского, а затем и протестантского. Этому жанру отдает дань в своём цикле и Мендельсон: три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.

Блестящий пианист, гениальный композитор, один из ярчайших представителей романтизма Ференц Лист не обошёл своим вниманием и Короля инструментов. Пусть количество этих опусов невелико, но они входят в одну из первых строк рейтинга сочинений для органа.

«Между Бахом и Землёй» — вы готовы к полёту?

Исполняет:
Лия Якушева (орган).

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Хоральная обработка Ach bleib bei uns, Herr Jesu Christ, BWV 649;
Сезар Франк (1822–1890) — Прелюдия, фуга и вариация си минор, op. 18;
Иоганн Себастьян Бах — Маленький гармонический лабиринт, BWV 591;
Шарль-Мари Видор (1844–1937) — Финал из оратории «Страсти по Матфею» из цикла Bach’s Memento (Памяти Баха);
Иоганн Себастьян Бах — Хоральная обработка Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr, BWV 662;
Ференц Лист — Воспоминание о Сикстинской Капелле;
Габриэль Пьерне (1863–1937) — Кантилена, op. 29 № 2;
Феликс Мендельсон (1809–1847) — Соната № 2, op. 65: Grave — Adagio — Allegro maestoso e vivace — Fuga. Allegro moderato.

Продолжительность концерта: 1 час 10 минут (без антракта).

Концерт «Между Бахом и Землёй» прошёл в Римско-католический храм Лурдской Богоматери 22 января 2023 года.

Римско-католический храм Лурдской Богоматери