Московская осень. Рос.премьера для трех органов и трех труб

Концерт «Московская осень. Рос.премьера для трех органов и трех труб»

Это прошедший концерт.

DIES IRAE
Родион Щедрин. Российская премьера для трех органов и трех труб
серия «Mysterium Catholicum»
XXXVII международный фестиваль современной музыки «Московская осень» 2015
Союз московских композиторов

Выступают:
Академический хор Российской Академии Музыки им. Гнесиных
Художественный руководитель и дирижер профессор Дмитрий Онегин

Солисты:
Титулярный органист Кафедрального собора Марина Омельченко (орган)
Титулярный органист Кафедрального собора Анна Ветлугина (орган)
Заслуженный артист РФ профессор Александр Фисейский (орган)
Игорь Гольденберг (орган)
Анастасия Бондарева (сопрано)

Лауреаты международных конкурсов:
Игнатий Изотов (орган), Лилия Якушева (орган),
Владислав Лаврик (труба), Константин Григорьев (труба), Андрей Колоколов (труба)

В программе: Р. Щедрин, А. Микита, А. Висков, А. Ветлугина

«Dies irae» – в переводе с латыни «День гнева» – самый мрачный из средневековых духовных гимнов. Созданный монахом-францисканцем в XIII веке, он доносит до нас картины Страшного Суда и живописует низвержение грешников в ад. Образы «Dies irae» настолько ужасающе ярки, что этот гимн изъят из современного католического заупокойного богослужения. Но текст его не теряет актуальности в наши дни и не перестает вдохновлять музыкантов. В этом концерте – премьера «Dies irae» Родиона Щедрина. Также прозвучит духовная музыка других современных русских композиторов.






Сегодня были на концерте, играл Заслуженный артист России, профессор Московской консерватории Алексей ПАРШИН (орган, Россия). Нам все понравилось, было вступительное слово, при котором нам сообщили, что орган немного болен, как живое существо, и чтобы не отменять концерт, была немного изменена концертная программа. Нам рассказали подробнее, чему будет посвящена программа, вступительное слово удачно настроило на прослушивание музыки. А потом она пронизала все своды собора и слушателей. Раздавались аплодисменты. Половина концерта было интересно смотреть на экран, вторую половину - погрузиться в себя под звуки органной музыки... Когда искала информацию о том, как проходят такие концерты, нашла мало, поэтому напишу, вдруг кому-то окажется полезным.
Внутри собора вы рассаживаетесь по билетам, мы сидели в центральном нефе на первых рядах. Все скамьи и места на них пронумерованы – никакой путаницы или конфликтов, что кто-то занял не то место, не будет. Рядом с нефом слева и справа можно сидеть на приставных стульях (там, скорее всего, действует принцип – кто какой занял, тот так и сидит). Если позволяет бюджет, лучше брать в нефе, где видно экран. Орган находится сзади и в течение концерта вы его не видите. Но на экране (экран - это натянутая ткань в алтаре небольшого размера, с задних рядов будет видно плохо) показывают органиста и как он играет, также показывают тематический видеоряд о Бахе. На мой вкус, я бы села в следующий раз ближе к центру собора, т.е. ближе к органу. Весь концерт зал собора был освещен иллюминацией - синие, зеленые, красные тона, очень красиво... На нашем концерте зал был полон, в течение концерта перемещаться по залу и выходить из него нельзя. Гардероба нет, все сидят в верхней одежде, ее, конечно, можно снять и положить себе на колени или повесить на крючки, которые есть на скамьях. Температура внутри собора выше, чем на улице, но в морозы одевайтесь теплее, все же это неотапливаемое помещение и сидеть вам в нем 1,5 часа. Не понравился момент запуска слушателей в собор - все столпились перед дверьми зала, и когда их открыли, началась неприличная для этого места давка, притом давились именно тетушки и бабушки, которые покупали билеты на приставные стулья по социальной карте москвича. Дорогие дамы, хочется обратиться к вам - если вы идете в такое место, не бойтесь занять какой-то невыгодный стул. Приставные стулья уже не очень сильное удобство, орган однако будет слышно везде, но своим поведением вы немного портите настроение другим, кто пришел на культурное мероприятие с соответствующим настроем. Тем, у кого билеты в неф, - вы можете спокойно переждать эту давку, все равно ваши места никто не займет, а потом пройдете. Мы были первый раз и, к сожалению, этого не знали, так получилось, что встали впереди к дверям и нас толпа занесла внутрь :) Если вы идете с детьми, подготовьте их к восприятию этой музыки, чтобы они не разговаривали и не мешали другим (на нашем концерте, к счастью, такой проблемы не было). Между произведениями наш зал дружно аплодировал исполнителю, он кланялся нам в видеокамеру и исполнял следующее. В целом, вся атмосфера представляет собой не концерт в привычном понимании (впереди нет сцены, на ней никто не сидит и т.д.), но это мероприятие обязательно стоит посещать и, наверное, действительно именно в соборе. Дальше у каждого случается свой разговор наедине с прекрасной органной музыкой... даже если она неизвестная и малопонятная. Благодарим Алексея Паршина и всех, кто был причастен к сегодняшнему концерту в Римско-католическом кафедральном соборе г. Москвы!

Концерт «Московская осень. Рос.премьера для трех органов и трех труб» прошёл в Римско-католическом соборе 15 ноября 2015 года.

Римско-католический собор