Орган: мелодические шедевры

Концерт «Орган: мелодические шедевры»

Это прошедший концерт.

Барочная культура, в отличие от музыки классицизма и романтизма, не была «культурой мелодии»: в основе её музыкальной структуры был принцип continuo, предполагавший ориентир на гармоническую сторону. Изначально мелодический голос был производным от фактуры, та, в свою очередь, – производным от гармонии, в сжатом виде заключённой в линии баса (в абсолютном большинстве случаев также определяющей ритм и характер). Тем не менее, в этой программе собраны самые яркие мелодии, созданные в XVII–XVIII веках: многие из произведений, которые прозвучат в концерте, являются переложениями оперной или оркестровой музыки. Их авторы – Генри Пëрселл, Георг Фридрих Гендель, Антонио Вивальди, Алессандро Марчелло – относятся к тем композиторам, к которым в иной парадигме можно было бы отнести такой романтический эпитет, как «великие мелодисты».Adagio Ремо Джадзотто – известное как многократно заигранный органный «хит», приписанный к тому же барочному композитору, к которому имел крайне опосредованное отношение – родилось как некое пацифистское высказывание своего времени. Его «рыдающие» интонации, будучи с музыкальной точки зрения весьма вольной фантазией на барочную тематику, сложились у автора под впечатлением рукописей, уничтоженных во время Второй мировой войны. В первом издании Джадзотто указывал якобы существующую отправную точку в виде некоего отрывка из сочинения Альбинони, обнаруженного на руинах Дрезденской библиотеки, однако последующие исследования доказали, что искомого манускрипта никогда не существовало – автор сочинил Adagio сам, подарив миру, возможно, одну из самых этических значимых страниц популярной музыки, символическое значение которой в чём-то превышает художественное, – в некотором роде «музыкальный крест Ковентри».Исполнитель:Наталья Михайлова (орган)

Концерт «Орган: мелодические шедевры» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 5 февраля 2023 года.

Лютеранская церковь Святой Екатерины