Это прошедший концерт.
На одном из заключительных концертов фестиваля
«Органные вечера в Кусково» можно услышать редкий музыкальный инструмент —
барочную скрипку. Она отличается от современной не только деталями конструкции,
но и более мягким звучанием натуральных струн. Ведущая российская
исполнительница на барочной скрипке Фатима Лафишева и органистка Мария
Лесовиченко представят сочинения композиторов эпохи Барокко, начиная с самых
ранних ее представителей и заканчивая венчающими эпоху шедеврами Иоганна
Себастьяна Баха.
Большинство музыкальных жанров, достигших кульминации
в наследии Баха, развивалось в творчестве его предшественников — ведущих
композиторов Германии, Голландии, Англии, Италии. Среди них — «голландский Бах»
Ян Питерсзон Свелинк, оказавший огромное влияние на развитие музыки в Голландии
и северной Германии начала XVIIвека. Во времена Реформации лютеранская служба не нуждалась
в постоянном сопровождении органа, и органист стал выходить на свободный,
внелитургический концертный путь. Свелинк был одним из первых концертирующих органистов, а также создателем
новых, свободных органных форм — например, эхо-фантазии. Примером такой формы
является пьеса «Эхо» Самуэля Шейдта, ученика Свелинка, основоположника северонемецкой
органной школы. Англичанин Джон Стэнли, несмотря слепоту в результате несчастного
случая, всю жизнь работал органистом и создал большое количество музыки — в том
числе в свободном, импровизационном жанре «волюнтари». Современник Баха,
знаменитый Георг Фридрих Гендель, был известен не только своими операми и
ораториями, но и камерной музыкой: ему принадлежит несколько сборников
скрипичных и трио-сонат. Откроет концерт сочинение итальянского скрипача композитора
Игнацио Альбертини, известного своим единственным циклом из двенадцати виртуозных
скрипичных сонат.
Венчают концертную программу три произведения Иоганна
Себастьяна Баха, в различных жанрах, «подготовленных» его предшественниками:
органный полифонический цикл, сюита для скрипки соло и соната для скрипки и
цифрованного баса.
Фатима
Лафишева – ведущая российская
исполнительница на барочной скрипке, солистка барочной капеллы «Золотой век». Выпускница
Московской консерватории (факультет старинного и современного исполнительского
искусства). Барочную скрипку изучала также у М. Леонхардт, К.Майера и А.Штекка.
Принимала участие в фестивалях «Возвращение», «Московская осень», «Четыре цвета
времени», «Органные вечера в Кусково» (Москва), «Earlymusic» (Санкт-Петербург),
а также в фестивалях старинной музыки в Брежице (Словения), Больцано, Модене и
Сассуоло (Италия). Многократно участвовала в проектах московского ансамбля «The
Poсket Symphony» и петербургского
коллектива «Солисты Екатерины Великой». С 2002 года ведет активную концертную
деятельность в составе барочной капеллы «Золотой век», выступая в самых крупных
и престижных залах России, Европы и Азии, с такими музыкантами как А. Рудин,
М. Росси, М. Пьеробон, М. Чанс, Б. Чаллог, В. Гиельми
и др.
Концерт «Органные вечера в Кусково. На пути к Баху, дуэт органа и скрипки» прошёл в Усадьбе Кусково 22 августа 2015 года.