Органный концерт «Ave Maria». V органный фестиваль

Концерт «Органный концерт «Ave Maria». V органный фестиваль »

Это прошедший концерт.

В наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты V органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, — всё это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут в четырёх храмах с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами.

Римско-католический собор Успения Пресвятой Девы Марии гордится единственным в городе действующим английским органом работы мастера Томаса Хьюза (1903), а спрятанный за фасадом ничем не примечательного здания храм привлекателен своим интерьером и историей.

Ave Maria — чудесный музыкальный подарок в день православного Рождества от любимого публикой петербургского дуэта. Наталья Часовитина и Алла Морозова представляют программу, в которой встретятся композиторы разных стран и времён. Наряду с такими хитами, как Ave Maria Шуберта и Баха и Гуно, прозвучат менее известные публике версии Франка и Луцци, Керубини и Сен-Санса.

Ave Maria Баха и Гуно, в которой сошлись два столетия. Прелюдия до мажор — самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, получившая всеобщее признание среди музыкантов и публики. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на прелюдию Баха. Так родилась пьеса для скрипки или виолончели, названная «Размышления над прелюдией Баха до мажор». Пьеса в рекордные сроки обрела популярность, зазвучав в многочисленных салонах, и стала настоящей любимицей публики. В 1859 году впервые прозвучала молитва Ave Maria Баха и Гуно на канонический латинский текст. Автор этой идеи — неизвестен, но в вокальном варианте пьеса родилась заново.

История другого шедевра, созданного Шубертом, очень интересна. Ave Maria написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера» изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии — это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Текст Вальтера Скотта переведён на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева.

Сольный орган представлен сочинениями Баха, Мендельсона и Вьерна. Прелюдия и фуга ре мажор создана гением в Веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой. К этому же периоду относится и знаменитая «дорийская» Токката и фуга.

Одно из самых популярных сочинений Иоганна Себастьяна — Хорал Jesus bleibet meine Freud из кантаты Herz und Mund und Tat und Leben, BWV 147 — претерпел множество различных транскрипций, в том числе и органную, сделанную гениальным Морисом Дюрюфле.

Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойдённым возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов.

Выдающийся композитор и органист Луи Вьерн почти сорок лет прослужил титулярным органистом Собора Парижской Богоматери. Непревзойдённый виртуоз и гениальный импровизатор, он прославил французскую органную школу во всём мире, не только концертируя в Европе, США и Канаде, но и воспитав многочисленных успешных учеников. В органном наследии этого мастера преобладают два жанра: симфония и программная пьеса.

Именно во второй половине XIX века подъём французского органного искусства достиг своей вершины, благодаря появлению инструмента нового типа — симфонического органа. Рождённые гением мастера Аристида Кавайе-Коля инструменты были установлены в главных соборах Парижа — Сен-Дени, Нотр-Дам, Сен-Сюльпис, Сен-Клотильд и многих других храмах, где служили величайшие органисты. Прозвучит финал его Первой симфонии.

Ave Maria — чудесный музыкальный подарок в день православного Рождества.

Исполняют:
Наталья Часовитина (сопрано);
Алла Морозова (орган).

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532;
Сезар Франк (1822–1890) — Ave Maria;
Луиджи Керубини (1760–1842) — Ave Maria;
Луиджи Люцци (1824–1876) — Ave Maria;
Иоганн Себастьян Бах — Хорал Jesus bleibet meine Freud из кантаты Herz und Mund und Tat und Leben, BWV 147 (переложение для органа Мориса Дюрюфле);
Иоганн Себастьян Бах — Синфония из кантаты Wir danken dir, Gott, wir danken dir, BWV 29 (транскрипция для органа Марселя Дюпре);
Камиль Сен-Санс (1835–1921) — Ave Maria;
Ave Maria (посвящена мадам Барбье);
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) — Анданте с вариациями;
Владимир Файнер (1966*) — Ave Maria;
Франц Шуберт (1787–1828) — Ave Maria;
Луи Вьерн (1870–1937) — Финал из органной симфонии № 1 ре минор, ор. 14.

Продолжительность концерта: 1 час 10 минут (без антракта).

Концерт «Органный концерт «Ave Maria». V органный фестиваль » прошёл в Приход Успения Пресвятой Девы Марии 7 января 2023 года.

Приход Успения Пресвятой Девы Марии