Органный концерт «Органная вселенная и хранитель королевской соли»

Концерт «Органный концерт «Органная вселенная и хранитель королевской соли»»

Это прошедший концерт.

«Органная вселенная и хранитель королевской соли» — концерт Ольги Котляровой, в котором пересекутся две страны и встретятся два абсолютно разных композитора одной эпохи.

Какой композитор в первую очередь ассоциируется с Королём инструментов? Конечно же, Иоганн Себастьян Бах, которого смело можно назвать Органной вселенной. Великий уроженец Германии до сих пор продолжает вызывать неугасающий интерес у композиторов, исполнителей и публики. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко.

Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления.

Германия может состязаться за статус самой органной страны мира разве что с Францией. Знаете ли вы, что в настоящий момент в Германии установлено около 50 тысяч действующих духовых органов разных эпох и мастеров. Что касается композиторов-органистов обеих стран, то это история, охватившая века. Немецкое барокко и романтизм. Букстехуде и Бем, Мендельсон и Регер. Изыски рококо: Куперен, Клерамбо, Дакен.

В XIX веке, благодаря гению французского органного мастера Аристида Кавайе-Коля, в мир пришли «симфонические» органы, которые мощью и многообразием звучания способны соперничать со звучанием целого симфонического оркестра. Новый тип инструмента стал толчком к созданию принципиально нового композиторского подхода к Королю инструментов. Франк и Видор, Вьерн и Дюпре — и это далеко не весь список блестящей плеяды композиторов.

Французский гость концерта, органист и композитор Пьер дю Маж учился у своего отца — органиста собора города Бовэ. Служил органистом королевской коллегии Сен-Квентин, затем продолжил свою органную историю в Лионе. В возрасте 45 лет вышел в отставку, так как не смог совмещать работу органиста с обязанностями управляющего королевскими хранилищами соли в городе. Вместе с выдающимися музыкантами своего времени, в числе которых Клерамбо, Дакен и Кальвьер, дю Маж феерически выступил на торжественном открытии нового органа собора Парижской Богоматери. Из дошедших до нас сочинений, известна лишь Первая органная книга, содержащая одну сюиту первого тона.

«Органная вселенная и хранитель королевской соли» — возвышенное и земное.

Исполняет:
Ольга Котлярова (орган).

В программе:
Пьер дю Маж (1674-1751) Сюита первого тона: 1 Plein Jeu — 2 Fugue — 3 Trio — 4 Tierce en taille — 5 Basse de Trompette — 6 Récit — 7 Duo — 8 Grand Jeu;
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — Три Хоральные прелюдии: Wenn wir in hochsten Noten sein (Когда мы в глубочайшей нужде), BWV 641, Ach wie nichtig, ach wie fluchtig (Ах, как мимолётна, как ничтожна…), BWV 644, Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ (Взываю к тебе, Господи), BWV 639;
Дитрих Букстехуде (1637-1707) — Токката in d, BuxWV 155;
Георг Бём (1661-1733) — Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich (Отче наш на небесах);
Иоганн Пахельбель (1653-1706) — Чакона in d, Р. 41;
Антонио Вивальди (1678-1741) — Осень, RV 293 из цикла «Времена года»: Allegro — Adagio molto — Allegro;
Генри Пёрселл (1659-1695) — Граунд in c, Z. 222;
Генри Пёрселл — Рондо из сюиты «Абделазар», Z.570.

Продолжительность концерта — 1 час 10 минут (без антракта).

Концерт «Органный концерт «Органная вселенная и хранитель королевской соли»» прошёл в Римско-католический храм Лурдской Богоматери 25 ноября 2022 года.

Римско-католический храм Лурдской Богоматери