Открытие концертного сезона камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода»

Концерт «Открытие концертного сезона камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода»»

Это прошедший концерт.

Серенада для струнного оркестра Петра Чайковского До мажор, 1880 года рождения по сей день занимает значительное место в репертуаре струнных оркестров по всему миру. Чайковский особо чтил музыку Моцарта, имел все его партитуры и мечтал написать что-нибудь подобное классицистским вершинам. Серенада превзошла его планы уже в Allegro Moderato первой части. В продолжение четырёхчастной формы Чайковский написал романтический Вальс и Элегию, внезапно напоминающую одну из самых трагических сцен его оперного творчества. В Финале, уже как дань традиции, зазвучала русская тема даже не «на полпути», а в дверях симфонизма стоящая. В результате музыкальный оммаж Моцарту сам по себе стал образцом для подражания.

Интересен факт, что чуть ли не бóльшая часть классической музыки написана в Ре мажоре, в эпоху барокко считавшимся «ключом славы». Эта тональность свободно и блестяще экспонируется натуральными инструментами строя «Ре» и струнными, имеющими основные ступени лада в настройке. В созвучии скрипок, альта и виолончели Ре мажор, насыщенный обертонами открытых струн и откалиброванный чистотой базовых интервалов, обретает кратные дивиденды.

Название струнного Квартета московского композитора и рок-музыканта Павла Карманова, убежденного сторонника Ре мажора, Стивена Райха и мультимедиа, суммирует общее и частное: техника КваРЕтета (1997), выражающаяся в нарочитых повторениях простых ритмических и гармонических структур, создаёт бесконечное множество самоподобия тоники, достигая медитативного эффекта калейдоскопа.

Завораживающая картина стихийного и вместе с тем четко организованного потока несопряженных звуков сравнима с дождем, который оживляет и даёт силу и пронзительность краскам этого мира.

Пьеса латвийского композитора Георга Пелециса «Встреча с другом» для скрипки и струнных, написанная в 2001 году находит всё новых и новых друзей по всему миру. Это очень приветливая, обаятельная, легкая и жизнерадостная музыка, отражающая приверженность автора законам красоты и благозвучности. Творчество Пелециса сложно назвать трендом современной академической школы, «поисками на передовой». Он не сидит в одних окопах с авангардистами и охотно признается, что его «больше интересует не то, что музыка приобретает, а то, что она теряет».

Невозможно представить аргентинского композитора, не запечатлевшего в своей партитуре элементы танца, навечно связанного с Аргентиной, даже если это партитура Концерта или Симфонии. И, конечно, «вечные» темы, дающие огромное разнообразие сюжетов и образов, в Буэнос-Айресе пишут пунктиром и синкопами танго. Имя Освальдо Рекена не столь известно, как имя Пьяццоллы, но не менее значимо в истории жанра.

Профессиональная деятельность Рекены (он был руководителем оркестра и директором студии звукозаписи) была тесно связана с аранжировкой, даже для Пьяццоллы он делал симфоническую версию пьесы, с которой тот выиграл конкурс. Рекена был знатоком истории танго, а его работы могли бы составить хрестоматию стиля. В отличие от «Сезонов» Пьяццоллы «Времена года» Рекены не имеют сумрачных оттенков экзистенциальной природы и похожи на эпизоды мимолетной жизни, приятные воспоминания, собранные с любовью в лирический букет.

Программа:
Чайковский (1840–1893)Серенада для струнного оркестра До мажор, ор. 48;
Карманов (р.1970) String QuaREtet (версия для струнного оркестра);
Пелецис (р.1947) «Встреча с другом» для скрипки и струнного оркестра;
Рекена (1931–2010) «Танго сезоны» для скрипки и струнного оркестра.

Солист — концертмейстер камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» Дмитрий Стоянов.

Концерт «Открытие концертного сезона камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода»» прошёл в Концертный зал ЦДМШ им. А. Скрябина 7 октября 2023 года.