Шаги на снегу

Концерт «Шаги на снегу»

Это прошедший концерт.

«Шаги на снегу» (6+)
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Николай Гангнус (фортепиано, Германия)
Юлия Друх (кларнет)
В программе: И. Брамс, К. Дебюсси
Изысканность простоты
«…Интермеццо предназначены для медленного высказывания в тишине, не только как постлюдии, но и как прелюдии к размышлению…», – писал немецкий музыковед Шпитта. Интермеццо стало главным жанром позднего фортепианного творчества Брамса. В интермеццо композитор нашел тип лирического высказывания, глубоко созвучный своей индивидуальности, в поздних же опусах автора ощущается недосказанность, недоговоренность. Интермеццо ор. 117 – это размышление наедине с собой, это неуловимость рождающихся музыкальных образов...
Соната для кларнета и фортепиано №1 также одно из последних сочинений Брамса. Здесь полнота и многообразие образно-эмоционального содержания сочетается со зрелым мастерством. Многие музыканты ощущают в ней символическое прощание с веком музыкального романтизма, с камерно-инструментальным жанром. В 1896 году Брамс создал еще два последних своих произведения, но в других жанрах: «Четыре строгих напева» для баса с фортепиано и «11 хоральных прелюдий для органа» (изданы посмертно).
В программе концерта также прозвучат прелюдии К. Дебюсси из первой тетради.
Будущий музыкальный импрессионист Клод Дебюсси в молодости служил несколько лет музыкальным гувернером у знаменитой покровительницы и поклонницы П. И. Чайковского баронессы фон Мекк. Композитор влюбился в свою ученицу - 15-летнюю Соню и … «Клод был со скандалом выставлен за дверь самой баронессой Надеждой фон Мекк после того, как имел дерзость попросить руки её пятнадцатилетней дочери Сони. История даже сообщала, что юная девушка грозилась убить себя, если Дебюсси не женится на ней. В тот же вечер двое дюжих казаков отвезли Клода на вокзал и стояли, мрачно глядя в окно купе, пока поезд не отъехал. Отъезд оказался столь поспешным, что он даже ос­тавил у Надежды Филаретовны некоторые свои сочинения. Оба они впоследствии хранили молчание об этой неприятной истории».
В 1913 г. в Санкт-Петербурге с Софией фон Мекк (Голицыной к тому времени) состоялась единственная короткая волнующая встреча.
Тогда в России впервые прозвучала Первая рапсодия для кларнета и фортепиано, которая прозвучит в этот вечер.
Композитора спрашивали:
- «Шаги на снегу»? Может быть, «Следы на снегу»?
Да, но звучат не следы, а именно шаги на снегу. И это – память о России, о Мусоргском, творчество которого высоко ценил Клод, и от которого, как и от поклонения Вагнеру ему пришлось «отучаться». Счастливая музыкальная юность в России и несчастная любовь стали импульсом, стартом будущего классика музыкального импрессионизма с его нюансами и музыкальными полутонами, действительно заставляющими вспомнить полотна приятеля Дебюсси Клода Моне – художника импрессиониста.




Нравится
Твитнуть
Поделиться
Класс!

Концерт «Шаги на снегу» прошёл в Музее Прокофьева 25 декабря 2016 года.

Музей Прокофьева