Шостакович. Вайнберг. Чайковский

Концерт «Шостакович. Вайнберг. Чайковский»

Это прошедший концерт.

Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».

Исполнители:
Дирижёр — Дмитрий Синьковский;
Фортепиано — Анна Цыбулёва;
Оркестр La Voce Strumentale.

Солисты:
Анна Цыбулёва (фортепиано);
Денис Фокин (труба);
Никита Истомин (труба).

Моисей Вайнберг — композитор, родившийся в Польше и бежавший от ужасов нацизма в 1939 году в Советский Союз. В судьбу Вайнберга вмешались Вторая мировая и Великая Отечественная войны, сталинские репрессии. Но несмотря на испытания, любовь к Человеку — композитор сохранил на всю жизнь, сделав Любовь основной темой своего творчества.

Вайнберг писал оперы, театральную и киномузыку, симфонические и камерные произведения. В 60–70-е годы XX века он был одним из самых исполняемых советских авторов. К нему обращались режиссеры театра и кино. Его произведения звучали в концертах в исполнении Гилельса, Ойстраха, Ростроповича, Когана, Квартета им. Бородина и оркестров под управлением выдающихся дирижёров. Одним из главных интерпретаторов музыки Вайнберга был выдающийся альтист и дирижер, основатель Московского камерного оркестра Рудольф Баршай. Именно ему композитор в 1960 году посвятил Симфониетту № 2 для струнного оркестра и литавр.

Моисей Вайнберг (1919–1996):
Симфониетта № 2 для струнного оркестра и литавр (1960), op. 74;
Allegro;
Allegretto;
Adagio;
Andantino.

В 1933 году Дмитрий Шостакович написал первый фортепианный концерт, который полностью соответствует этому утверждению. Российский музыковед Левон Акопян назвал концерт «одним из самых «центонных» (состоящим из цитат) произведений Шостаковича». Композитор собрал в Концерте известнейшие цитаты из классической музыки (фортепианная соната Гайдна D-dur, «Аппассионата» и «Ярость по потерянному грошу» Бетховена), собственных сочинений, популярной музыки, уличных песенок. Именно такой эклектичной, противоречащей самой себе была атмосфера Ленинграда 20-х начала 30-х годов. Это стало одной из причин успеха первого концерта молодого автора и бурных споров по его поводу. Кстати, изначально концерт задумывался для солирующей трубы. Возможно на это решение повлияло знакомство с признанным мастером духовой музыки Паулем Хиндемитом, партитуру Kammermusik № 2, которого видел Шостакович. Но в итоге главную роль получило фортепиано, труба же стала достойным партнером, исполняющим сольные фрагменты. Премьера Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Дмитрия Шостаковича состоялась 15 октября 1933 года в Большом зале Ленинградской филармонии в исполнении Ленинградского филармонического оркестра под управлением Фрица Штидри. Партию трубы исполнил Александр Шмидт, для которого она была написана. Первым исполнителем партии фортепиано стал сам автор.

Дмитрий Шостакович (1906–1975):
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 c-moll соч. 35 (1933);
Allegro Moderato;
Lento;
Moderato;
Allegro Con Brio.

В 1888 году Пётр Ильич Чайковский переживает очередной кризис и готовится к тому, что когда-нибудь неизбежно я должен состариться и исписаться, и гораздо лучше, если я это осознаю вовремя и брошу, чем если буду наводнять музыкальный рынок бесцветными посредственными творениями. (27 июня 1888 года к Направнику). После триумфальной премьеры 4 симфонии прошло 10 лет. Созданы «Евгений Онегин» и «Лебединое озеро», «Франческа да Римини» и скрипичный концерт...

Но вот в мае Чайковский делится с Великим Князем Константином Константиновичем своим намерением написать симфонию. Снова, как и в Четвертой симфонии, главной стала тема противостояния Рока и Человека.

Работа над музыкой нового сочинения давалась непросто. Огромная усталость и неуверенность в себе мешали композитору насладиться творческим вдохновением.

Симфония № 5 была завершена и оркестрована 14 августа 1888 года. Композитор посвятил её основателю и руководителю Гамбургского Филармонического общества Иоганну Теодору Фридриху Аве-Лаллеману, видному музыканту и музыкальному общественному деятелю, организовавшему ранее его гастроли. 5 ноября 1888 года в концерте Филармонического общества в Петербурге Пётр Ильич Чайковский дирижировал премьерой симфонии. Публика была в восторге... Критика не приняла новое сочинение знаменитого композитора, написав, что симфония безыдейна, рутинна и слушается с трудом. Такие отзывы заставили Чайковского в очередной раз сомневаться в своих силах.

В марте 1889 года Пятая симфония под управлением автора прозвучала в Гамбургских концертах. На сей раз исполнение Симфонии № 5 Чайковского завершилось триумфом. Немецкий музыкальный критик Йозеф Зиттард причислил её к «значительнейшим музыкальным явлениям последнего времени».

Человек оказался сильнее Рока, снова поднявшись на пьедестал!

Пётр Чайковский:
Симфония № 5 e-moll оp.64 (1888);
Andante — Allegro Con Anima;
Andante Cantabile Con Alcuna Licenza;
Valse. Allegro Moderato;
Finale. Andante Maestoso — Allegro vivace.

Исполнители: Анна Цыбулёва (фортепиано).

Лауреат Международных конкурсов пианистов (г. Мурманск 2002), имени Наседкина (г. Ярославль), Seiler (г. Китцинген, Германия 2003), в г. Ибла (Италия 2011), им. Эмиля Гилельса (г. Одесса, Украина 2012), в г. Хамамацу (Японии 2012), в г. Лидс (Великобритания 2015).

Родилась в посёлке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесской республике. Окончила Московскую государственную консерваторию им. Чайковского и аспирантуру МГК им. Чайковского (класс профессора Рощиной), получив звание «Лучший выпускник года-2014». Продолжила совершенствовать свое мастерство в Базельской академии музыки (Швейцария) у профессора Клаудио Мартинеса Менера.

В 2015 г. одержала победу на престижном конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания), став второй в истории конкурса женщиной, получившей главную награду.

Активно концертирует по всему миру с сольными программами и выступает с оркестрами, покоряя такие прославленные залы, как Уигмор-Холл в Лондоне, Тонхалле в Цюрихе, Концертгебау в Амстердаме, Шанхайский центр восточного искусства и многие другие. Сотрудничает со всемирно известными коллективами, в числе которых: HR-Sinfonieorchester Frankfurt, Симфонический оркестр Базеля, оркестр Мариинского театра, Национальный филармонический оркестр России, Токийский филармонический оркестр, Сингапурский симфонический оркестр, оркестр Халле, Оксфордский филармонический оркестр, Королевский ливерпульский филармонический оркестр. Исполняет программы с такими дирижерами, как Даррелл Энг, сэр Марк Элдер, Михал Нестерович, Владимир Спиваков, Юрий Темирканов, Джошуа Вайлерштейн и другими.

Выпустив несколько сольных альбомов, подписала в 2019г. эксклюзивный контракт с британским звукозаписывающим лейблом Signum Classics и записала для него Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Брамса в сопровождении Немецкого симфонического оркестра Берлина.

В 2019 г. вошла в состав жюри Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».

Благодаря «динамичности, размаху и искренности в общении со слушателем», по словам International Piano Magazine, Анна Цыбулева является одним из лучших музыкантов своего поколения, «которой суждено стать мировой звездой фортепианного искусства». (APE Musicale, Италия).

С 2021 г. является Артисткой Yamaha.

Денис Фокин (труба), лауреат международного конкурса

Обучался в Средней специальной музыкальной школе-лицее при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. В 2020 г. окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им Римского-Корсакова, класс доцента Табуреткина.

Участвовал в мастер-классах известных педагогов, среди них: Накаряков, Абье, Визутти, Иков.

В 2013–2022 г.г. работал солистом сцено-духового оркестра Мариинского театра, артистом оркестра театра «Санктъ-Петербургъ Опера».

Участвовал во многих постановках Михайловского театра (как приглашенный артист), в концертах медного духового ансамбля «Брасс-десятка Мариинского театра», оркестра «Петербург-Концерт», в проектах оркестра «1703».

С 2022 г. — солист оркестра La Voce Strumentale.

Никита Истомин (труба), лауреат всероссийских и международных конкурсов

Родился на Урале, начал заниматься на трубе под руководством отца. Занимался у профессора Саратовской консерватории Анатолия Дмитриевича Селянина, принимал участие в мастер-классах Тимофея Александровича Докшицера.

1997—2001 г. учился в академии музыки в Гётеборге (Швеция) у профессора Бенгта Еклунда.

В 2001 поступил в консерваторию «Ханнс Ейслер» в Берлине к профессору Виллиаму Форману. Закончил у него же аспирантуру в 2008.

2005 г. — практикант в Берлинском Симфоническом Оркестре.

В том же году выиграл конкурс в молодежный оркестр имени Густава Малера, в котором играл 4 года под управлением таких дирижёров, как Клаудио Аббадо, Саймон Рэттл, Иван Фишер, Кристиан Тилеманн и других.

С 2008 г. — солист оркестра кинематографии г. Бабельсберг.

С 2013 г. — солист оркестра Мариинского театра.

С 2022 г. — солист оркестра La Voce Strumentale.

Дмитрий Синьковский, дирижер, лауреат международных конкурсов

Окончил оркестровый факультет Московской государственной консерватории им. Чайковского и аспирантуру факультета исторического и современного исполнительского искусства консерватории.

В 2011 г. основал ансамбль старинных инструментов La Voce Strumentale.

В 2012—2015 г.г. — приглашенный дирижер и солист оркестра Il Complesso barocco.

Брал уроки вокала (контратенор) у Чанса, Иваниловой и Давалуи.

Выступает с ансамблями и оркестрами: Il Giardino Armonico, Accademia Bizantina, Concerto Köln (Германия), B’Rock (Бельгия), Helsinki Baroque Orchestra (Финляндия), Arion Baroque Orchestra (Канада), Orquesta Barroca de Sevilla, Orquesta Nacional de España (Испания), Armonia Atenea (Греция),Seattle Symphony (США) и Dubrovnik Symphony orchestra (Хорватия).

Тесно сотрудничает с французским лейблом звукозаписи Naïve.

С 2022 г. — главный дирижер Нижегородского оперы и балета им. Пушкина. Осуществил премьерные постановки опер «Орфей и Эвридика» Глюка, «Пиковая дама» Чайковского (перенос из Большого театра России), «Кармен» Бизе, новую сценическую редакцию опер «Травиата» Верди, «Евгений Онегин» Чайковского, «Севильский цирюльник» Россини, дирижер концертных программ, проводимых в зале «Пакгаузы на Стрелке».

Оркестр La Voce Strumentale.

Оркестр создан в Нижнем Новгороде в марте 2022 г. и является одним из самых профессиональных, молодых и быстроразвивающихся музыкальных коллективов России.

В состав оркестра LVS вошли молодые музыканты, имеющие опыт работы в ведущих российских оркестрах и музыкальных театрах. Многие из них — известные солисты, лауреаты международных конкурсов.

С 2022г. оркестр принял участие в спектаклях Нижегородского театра оперы и балета им. Пушкина «Евгений Онегин» Чайковского, «Травиата» Верди, «Севильский цирюльник» Россини, «Алеко» Рахманинова, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» Моцарта, балете «Пер Гюнт» на музыку Грига, премьерах опер «Орфей и Эвридика» Глюка, «Пиковая дама» Чайковского, «Кармен» Бизе.

Состоялись выступления коллектива на Международном музыкальном фестивале классической музыки Tongyeong Festiva (Южная Корея), на Московском биеннале современного искусства в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу (г. Москва), на фестивале «Дни пушкинской поэзии и русской культуры» в Михайловском, на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, на Международном фестивале искусств «Стрелка» в Нижнем Новгороде, на Международном фестивале искусств «Шостакович. ХХ век.» в г. Самаре и Тольятти, в Берлинской филармонии (Германия).

Концерт «Шостакович. Вайнберг. Чайковский» прошёл в Пакгаузы на Стрелке 5 ноября 2023 года.

Пакгаузы на Стрелке