Теория моды: одежда, тело, культура

Концерт «Теория моды: одежда, тело, культура»

Это прошедший концерт.

Уважаемые зрители! У вас есть возможность приобрести электронные билеты без ограничений.
За двое суток до начала мероприятия бронирование билетов не осуществляется (бронь действует 20 минут).

ТЕОРИЯ МОДЫ. Мария Терехова: "Туфли петербурженки: культурная история обуви в имперской столице"

История обуви –– особая область в рамках общей истории костюма. В целом подчиняясь модным течениям, обувной дизайн эволюционировал в своем, специфическом ритме. Изменения в области обуви происходили медленнее, чем в сфере одежды и аксессуаров: если силуэт дамского платья мог радикально измениться всего за пару сезонов, то обувные фасоны зачастую сохранялись годами, варьируя лишь в деталях. Так, дамская обувная мода в XIX в. неспешно развивалась от бескаблучных туфель на завязках à la grecque к вышитым в духе бидермайера пантофлям и атласным открытым туфлям без застежки –– в середине столетия, а затем –– к декорированной бисером пряжками обуви на французском каблуке. Модная форма обувного носка менялась на протяжении XIX в. от квадратной к скругленной и вытянутой. Постепенно эволюционировал и тип застежки –– от боковой шнуровки к ремешкам и пуговицам, которых порой было столь много, что застегивалась такая обувь лишь с помощью специальных крючков. В конце XIX в. утверждается привычная нам фронтальная шнуровка.

Не поспевая за виражами моды в области одежды и аксессуаров, обувь отчетливо транслировала базовую социо-культурную семантику –– общественное положение и достаток.

Санкт-Петербург –– имперская столица, находился в авангарде модных веяний, прежде всего французских, а также английских и –– в сфере обуви –– венских. К началу XIX в. аристократическая и обеспеченная публика предпочитала напрямую «выписывать» обувь из Парижа, но уже к середине столетия в Петербурге появились собственные модные мастерские и магазины, в том числе обувные, по шику, качеству и дороговизне товара, не уступавшие европейским прототипам. Первоклассные заведения, владельцы которых носили почетное звание «Поставщика Императорского двора», располагались на Невском проспекте и в окрестностях Большой Морской улицы. Здесь же –– на главном проспекте столицы –– в 1848 году открылся «Пассаж» –– торговое заведение нового типа, созданное по парижскому образцу.

На другом полюсе петербургской торговли находились многочисленные сапожные и башмачные лавки на рынках, Апраксином дворе и окраинных улицах. Большой Гостиный двор с его более чем двухсотвековой историей занимал среднее положение между шикарными магазинами –– с одной стороны и лавками для «простой» публики –– с другой.

Появившиеся в столице на рубеже XX в. универсальные магазины, а также торговля по каталогам послужили размыванию социальных границ в области моды и костюма.

Однако по-настоящему демократичной мода, в частности обувная, стала благодаря фабричному производству. В 1860 году в Петербурге был основан завод «Треугольник» (до 1908 – Т.Р.А.Р.М) –– производитель столь актуальной в местных условиях резиновой обуви, в том числе легендарных галош на красной байковой подкладке. Наконец, в 1882 году начала работу крупнейшая обувная фабрика дореволюционной России –– «Скороход».

Лекция будет сопровождаться обширным визуальным материалом: фотографиями, журнальными и книжными иллюстрациями и изображениями музейных предметов, прежде всего из собрания Музея истории Санкт-Петербурга.

Продолжительность 1 час (без антракта).




Нравится
Твитнуть
Поделиться
Класс!

Театральное представление «Теория моды: одежда, тело, культура» прошло в ТКК Александринский 25 января 2017 года.

ТКК Александринский