Титаны рояля: от Бетховена до Прокофьева

Концерт «Титаны рояля: от Бетховена до Прокофьева»

Это прошедший концерт.

Совместный проект Библиотеки иностранной литературы и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Исполнитель — лауреат международных конкурсов Илона Мазан (фортепиано).

С самого начала XIX столетия рояль занимает лидирующее положение не только среди клавишных, полностью вытеснив клавесин и клавикорд, отодвинув на почетное второе место орган, но и среди всех прочих музыкальных инструментов. Конкуренцию в выразительности и виртуозности пианистам могли составить, пожалуй, только скрипачи, по массовости и распространенности с пианино и роялями сопоставима гитара, но ни тот, ни другой инструменты не стали в такой степени полными выразителями идеалов эпохи.

Рояли в салонах и на концертных эстрадах, в частных квартирах и маленьких ресторанчиках превратились в неотъемлемую часть быта, а их звучание неизбежно аккомпанировало душевной жизни людей романтического века. Воистину универсальная всеохватность инструмента позволяла выразить при его посредстве почти любые эмоции, почти любые оттенки содержания. Он мог играть соло и в ансамблях, за ним музицировали в четыре и шесть рук, он был пригоден для обучения детей и композиторских опытов на любом уровне образованности...

По-видимому, первым, у кого рояль достиг вершины значимости и предела технических возможностей, был Людвиг ван Бетховен: уже к началу XIX века он создал свои знаменитые сонаты, включая «Патетическую» и «Лунную», прославившись одновременно и как неподражаемый исполнитель. За Бетховеном следовали его ученики, один из первых — Карл Черни, создатель обширной «Школы» в нескольких томах упражнений, этюдов, а также художественных пьес. У Черни занималось множество известнейших впоследствии виртуозов, включая Ференца Листа, Антона Рубинштейна и Теодора Лешетицкого.

Три названных имени особенно важны для отечественного искусства и для программы вечера. К Листу, в юности игравшему перед самим Бетховеном, ездили учиться русские пианисты разных поколений; Рубинштейн открыл в Петербурге консерваторию, пригласив туда лучших представителей европейской фортепианной культуры. Лешетицкий стал первым профессором, выпустив, среди прочих, Василия Сафонова и Анну Есипову. Из класса Сафонова в Москве вышел Алекандр Скрябин, из класса Есиповой в Петербурге — Сергей Прокофьев. «Линия рукопожатий» между Бетховеном и русскими виртуозами абсолютно пряма и не так уж длинна...

Программа:
Л. ван Бетховен. Вариации на собственную тему ор. 34 фа-мажор
Ф. Лист. Ноктюрн «Грезы любви»; Транскрипция Вальс из оперы «Фауст» Ш. Гуно
А. Н. Скрябин. Прелюдия и ноктюрн ор. 9; Соната № 9 для фортепиано ор. 68
С. С. Прокофьев. Соната № 3 («Из старых тетрадей») для фортепиано

Вступительное слово и комментарии к концерту: Александр Наумов — музыковед, кандидат искусств.

Концерт «Титаны рояля: от Бетховена до Прокофьева» прошёл в Библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино 12 апреля 2023 года.