Вечер камерной музыки «Неизвестное барокко»

Концерт «Вечер камерной музыки «Неизвестное барокко»»

Это прошедший концерт.

Солисты ансамбля Contrapunctus
Христина Тонких (вокал)
Алексей Тонких (барочная гитара)
В программе барочные итальянские канцоны, французские куртуазные арии и русские канты XVII — XVIII веков

Что же мы знаем о музыке барокко? Помимо имен И. С. Баха, Г. Генделя и А. Вивальди, творчество которых характеризует скорее закат этого стиля, очень мало. Хотя эта эпоха длилась весь 17 век и первую половину 18 многие страницы ее до сих не открыты. Мы знаем дату начала, 1600 г. Именно в это время в Италии зарождается новый стиль — stile nuovo, который провозглашает первенство поэзии над музыкой. Здесь стоит отметить что хоть стиль и назывался новым, но понимание этого слова у людей той эпохи значительно отличалось от современного понимания. Если для нас «новый» означает невиданный, не встречающийся доселе, двигающийся вперед, то люди начала 17 века понимали новое как движение назад, к Золотому Веку, к античности, а прогресс был возрождением этой античности. И естественно, что в музыке старались подражать древнегреческим образцам, точнее тому что было известно об этих образцах. В своем сборнике «Новые музыки» один из основателей нового стиля флорентиец Джулио Каччини определяет музыку как речь и ритм, подкрепляя свои слова авторитетом древних философов и прежде всего Платона. И в этом композиторы нового стиля продолжают традицию эпохи Возрождения, подражать древним, но используют при этом другой музыкальный язык. На смену полифоническому письму stile antico приходит гомофонно — гармоническое письмо stile nuovo.

Программа:
1. Джованни Капсбергер (1580 — 1651)
Две вилланеллы: Felici gli animi — Счастливые души, Alla luce — Во свете;
2. Франческо Корбетта (1615 — 1681)
Прелюдия и чакона;
3. Генрих Исаак (1450-1517)
Hora a di Maggio — Время мая;
4. Адриан Вилларт (1490-1562)
Vecchie letrose — Старые сплетницы;
5. Адриан ле Руа (1520-1598)
Два бранля;
6. Орландо ди Лассо (1532-1594)
Madonna mia pieta — Богородица, меня пожалей;
7. Джироламо Фрескобальди (1583- 1643)
Se l’aura spira — Так дышит аура;
8. Этьен Мулиньи (1599-1676)
Три куртуазные арии: Orilla del claro Tajo-Берег ясного Тахо, Stelle homicide — Смертоносные звезды, L’auzel ques sul bouyssou — Птица, что на кусте;
9. Робер де Визе (1650-1725)
Прелюдия и Аллеманда;
10. Четыре русских анонимных канта XVIII века
Мiре лукавый; Как на матушке на Неве реке; Восколебалося море; Радуйся, русско земле;
11. Итальянский аноним XVII века
Fuggi, fuggi da questo cielo — Беги, беги из этого неба;
12. Джулио Каччини (1551-1618)
Две арии: Amarilli mia bella — Моя прекрасная, Амариллис; Amor che attendi? — Любовь, чего ты ждешь?

Концерт «Вечер камерной музыки «Неизвестное барокко»» прошёл в Музей-квартира Римского-Корсакова 31 января 2020 года.

Музей-квартира Римского-Корсакова