Вечер по-французски

Концерт «Вечер по-французски»

Это прошедший концерт.

Вечер по-французски — изысканная и яркая программа Хора «Гардарика» и Ирины Андряковой — вокалистки и дирижёра. За органом — Екатерина Маришкина.

Музыкальный вояж начнётся в прекрасной эпохе Ренессанса, плавно переместится в неповторимые изыски рококо и завершится эрой симфонического органа. Неоспоримые достижения французского музыкального искусства эпохи Ренессанса ярко выражены в полифонической песне XVI века. Туано Арбо — французский священник, писатель и композитор, автор трактата «Орхезография», первого дошедшего до нас учебника по изучению танцевального искусства Франции.

Клоден Сермизи, чьи опусы получили безусловное признание и переиздавались в Франции и других европейских странах, — певчий, работавший в королевской капелле, автор месс, мотетов, многочисленных песен. Клод Лежён был образованным и плодовитым композитором, служившим при королевском дворе. Он является автором более 650 сочинений в разных жанрах — месс, мотетов, псалмов, французских chansons, итальянских канцон. Мастер полифонии создавал вокальные композиции для 6, 7, 8-голосных составов.

Луи Клерамбо — французский композитор, придворный музыкант Людовика XIV, на протяжении всей жизни он занимал пост органиста в различных парижских храмах. Был музыкальным руководителем пансиона для девушек Сен-Сир, для хора которого написаны многие его кантаты. Ему принадлежит множество церковных песнопений, сонаты для скрипки и basso continuo, сборники пьес для клавесина и органа. В Сюите второго тона Клерамбо из первой Органной книги ощутимо итальянское влияние, проявляющееся в неожиданно ярких гармониях и фундаментальных контрапунктах.

Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа и продолжают поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Блистательный ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет!

Премьера Торжественной мессы Вьерна, написанной в ранний период творчества, состоялась в Соборе Парижской Богоматери, а партию органа сыграл его учитель — Шарль-Мари Видор. Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов. Кроме органных сочинений, в наследии композитора — камерные вокальные и инструментальные циклы, хоровые и симфонические опусы. Две последние органные симфонии композитор написал под впечатлением от гигантских американских органов. Вьерн оставил после себя огромное количество дневников и «Органную методику», а также разработал проект глобальной реставрации органа Кавайе-Коля собора Парижской Богоматери.

Вечер по-французски — многоголосие Ренессанса и мощь симфонического органа.

Исполняют:
Хор «Гардарика»;
Екатерина Маришкина (орган).

В программе:
Луи Клерамбо (1676–1749) — Suite du seconde tone для органа (исп. Екатерина Маришкина);
Туано Арбо (1520–1595) — Павана;
Жакотен Годебри (ок. 1460–1529) — Je suis déshéritée;
Клоден де Сермизи (1490–1592) — Au joli bois;
Клод Лежён (1528–1600) — Qu'est devenu ce bel oeil (исп. ансамбль Flammea Corda);
Луи Вьерн (1870–1937) — Четыре греческих песни для сопрано и органа;
Габриэль Форе (1845–1924) — Пробуждение, переложение для сопрано и органа (исп. Ирина Андрякова и Екатерина Маришкина);
Луи Вьерн — «Лунный свет» и «Вестминстерские колокола» из цикла «Двадцать четыре пьесы-фантазии для органа» (исп. Екатерина Маришкина);
Луи Вьерн — Торжественная месса ор. 16 для хора и органа.

Продолжительность концерта: 1 час 10 минут (без антракта).

Концерт «Вечер по-французски» прошёл в Приход Успения Пресвятой Девы Марии 16 декабря 2023 года.

Приход Успения Пресвятой Девы Марии