Весеннее пробуждение

Концерт «Весеннее пробуждение»

Это прошедший концерт.

Весеннее пробуждение — в концерте московских гостей органных вечеров на Ковенском Светланы Беляковой и Анастасии Быковой соединятся голос и орган. Пройдя по мосту из роскоши барокко в безбрежность романтизма, вы встретитесь с Бахом и Генделем, Брамсом и Форе, услышите золотые хиты вокального и органного репертуара.

Рождённый в Германии в один год с Иоганном Себастьяном Бахом, великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, одну из которых, легендарную «Ринальдо», он написал за две недели, покорив театральный Лондон. Гендель создал опусы для исполнения на открытом воздухе — «Музыка на воде» и «Музыка королевского фейерверка», а также многочисленные оратории на библейские сюжеты, в числе которых «Мессия» с настоящим хоровым хитом «Аллилуйя».

Мекка всех органистов — Бах , представлен Фантазией соль мажор (Piece d’Orgue), которая родилась в период, когда Бах был увлечён переписыванием Органной книжечки, сочинённой в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи.

Иоганн Николаус Ханфф — старший современник Баха, органист и композитор эпохи барокко, сын трактирщика, получивший уроки органного ремесла у своего дяди Маркуса, органиста Регенсбургского собора, сделав на этом поприще весьма успешную карьеру. Ханфф — учитель непререкаемого музыкального авторитета тех дней, Иоганна Маттезона.

Пожалуй, самое известное сочинение Габриэля Форе, давшее название всему концерту, — «Пробуждение». Творческая жизнь выдающегося французского композитора, органиста, пианиста, дирижёра, музыкального критика, — проходила в эпоху масштабных исторических перемен, а в чертах его стиля переплелись особенности двух столетий.

Panis Angelicus — одно из самых исполняемых сочинений выдающегося органиста и композитора, главы французской романтической органной школы Сезара Франка. Это предпоследняя строфа текста гимна Sacris Solemnis, написанного Фомой Аквинским для Праздника тела и крови Христовых. Отдельное сочинение, созданное для тенора, арфы, виолончели и органа, композитор впоследствии включил в свою мессу — Messe à troi voix op. 12.

В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох — барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая её. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно.

Центр органной вселенной Мендельсона, ещё одного преемника традиций Баха, — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, создавая уникальные по форме и содержанию опусы. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов.

Французский романтический орган представлен творчеством Теодора Дюбуа, композитора, органиста и музыкального педагога, создавшего множество органных сочинений, обширный пласт церковной музыки, в котором выделяется оратория «Семь слов Христа».

Сэмюэл Уэсли — английский композитор, органист, дирижёр, представитель известной музыкальной династии. Сын гимнографа Чарльза Уэсли, внук Самуила Уэсли, поэта периода Стюартов, и племянник Джона Уэсли, основателя Методистской церкви. В 1784, к ужасу своего дяди Джона, музыкант обратился в католицизм. В рамках празднования своего обращения, Сэмюэл сочинил мессу и посвятил её папе Пию VI. В 1788 году Уэсли был посвящён в масонство; стал членом ложи «Древность». В творчестве Сэмюэля Уэсли нашли отражение жанры хоровой духовной и светской хоровой музыки, а также инструментальной, включая сочинения для органа.

Финал вечера — знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежащее перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто, по утверждению которого, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном им в 1945 на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века — неоднократно использовалось в кино.

Весеннее пробуждение — празднество стилей, эпох, ритмов и гармоний.

Исполняют:
Светлана Белякова (сопрано);
Анастасия Быкова (орган).

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Фантазия соль мажор, BWV 572;
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) — Ария Альмирены Lascia ch’io pianga из оперы «Ринальдо»;
Георг Фридрих Гендель — Ария How Beautiful из оратории «Мессия»;
Алессандро Скарлатти (1659–1725) — Ария Фиалки из оперы-пастиччо «Причуды любви или Розаура»;
Иоганн Николаус Ханфф (1663–1711) — Хоральная прелюдия Auf meinen lieben Gott;
Сэмюэл Уэсли (1766–1837) — Ария и Гавот;
Теодор Дюбуа (1837–1924) — Интерлюдия и Постлюдия из цикла «Семь пьес для органа»;
Камиль Сен-Санс (1835–1921) — Ave Maria;
Сезар Франк (1822–1890) — Panis angelicus;
Феликс Мендельсон (1809–1847) — Органная соната № 3 ля мажор op. 65: I. Con moto maestoso;
Иоганнес Брамс (1833–1897) — Две хоральные прелюдии op. 122: Нежная роза расцвела, Возрадуюсь всем сердцем;
Габриэль Форе (1845–1924) — Пробуждение.

Продолжительность концерта: 1 час 10 минут (без антракта).

Концерт «Весеннее пробуждение» прошёл в Римско-католический храм Лурдской Богоматери 2 апреля 2023 года.

Римско-католический храм Лурдской Богоматери