Весенние фрески: голос и орган

Концерт «Весенние фрески: голос и орган»

Это прошедший концерт.

В первый день католической Пасхи голос и орган сольются в чистой весенней радости. Бах и Эберлин, Регер и Григ объединятся в концерте Регины Каменщиковой, одной из самых известных и ярких органисток, прославившейся своей игрой ещё во времена СССР, и талантливейшей московской певицы Юлии Корпачевой. Музыканты исполнят чудесную Арию из Нотной тетради Анны Магдалены Бах, неподражаемый шедевр Баха-Гуно Ave Maria и удивительные по своей глубине и лиризму романсы Грига.

Германия, страна, где Король инструментов достиг своего наивысшего расцвета, будет раскрыта во всей полноте: от вершины барокко до пика романтизма и погружения в неоклассику. Творчество Баха представлено ярчайшей и наряднейшей пьесой, написанной во французском стиле. Фантазия соль мажор (Pièce d'Orgue) создана в период, когда Бах был увлечён переписыванием Органной книжечки, сочинённой в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включёнными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции. Все три части в равной степени могут быть истолкованы как свободные фантазии: одна из копий этого гениального опуса дошла до наших дней именно с таким заголовком. Вторая, не менее важная ипостась творчества немецкого гения — хоральные обработки, объединённые Бахом в «Органную книжечку», где каждая хоральная прелюдия соответствует конкретному дню и празднику церковного календаря. Выбранные для концерта хоралы повествуют о великой радости Воскресенья.

В отличие от Баха, Иоганн Эрнст Эберлин, которого крайне высоко оценивал Леопольд Моцарт, мало известен в России. При жизни Эберлина были напечатаны только его Девять токкат и фуг для органа. Одна из этих фуг (ми минор) долгое время приписывалась Баху.

Своим феерическим возрождением орган, практически забытый в эпоху романтизма, обязан Максу Регеру, в наследии которого насчитывается более 200 органных сочинений. Именно Регер в XIX веке вновь привлёк интерес к органу, инструменту, который после Баха практически не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. В концерте прозвучит одна из самых тонких и лирических его пьес — Benedictus. Неожиданный поворот в драматургии концерта — Фреска чешского композитора Клемента Славицкого, редко звучащего в России.

Весенние фрески — светлая пасхальная радость в самом начале непредсказуемого петербургского апреля.

Программа:
Иоганн Эрнст Эберлин (1702-1762) Токката и фуга соль минор
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Хоральная прелюдия O, Lamm Gottes, unschuldig BWV656
Ария Bist du bei mir BWV508 (из нотной тетради Анны Магдалены Бах)
Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Komm Gott, Schopfer, Heiliger Geist BWV667
Фантазия соль мажор BWV572 (Pièce d'Orgue)
Макс Регер (1873-1916) Benedictus ор.59
Эдвард Григ (1834-1907) Люблю тебя
Весна
Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818 - 1893) Ave Maria
Клемент Славицкий (1910 – 1999) Фреска

Исполнители:
Юлия Корпачева, сопрано (Москва)
Регина Каменщикова, орган (Санкт-Петербург)

Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию.

Продолжительность концерта — 70 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 и младше 65 лет.

Концерт «Весенние фрески: голос и орган» прошёл в Римско-католический храм Лурдской Богоматери 4 апреля 2021 года.

Римско-католический храм Лурдской Богоматери