Время Баха

Концерт «Время Баха»

Это прошедший концерт.

Замечательная петербургская органистка Лилия Кузнецова накануне Дня рождения Иоганна Себастьяна Баха, а также своего собственного (вот это совпадение!), приглашает провести незабываемый вечер в обществе великого лейципгского кантора. Космичность его музыки уже многие столетия неизменно притягивает как музыкантов, так и публику. Органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха – не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в вечность. Музыка Баха неизменно вызывает эмоциональный отклик у самой разной публики.
В этот вечер наряду с масштабными полотнами прозвучат камерные шедевры из цикла «18 лейпцигских хоралов». В последнее десятилетие своей жизни Бах собрал и завершил серию из восемнадцати аранжировок хоралов. В этот сборник вошли композиции ранних лет, когда Бах еще работал органистом в Веймаре, Арнштадте и Мюльхаузене. Это собрание вскоре стало известно, как «18 лейпцигских хоралов».
В 1721 году Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и Иоганн Маттезон — авторитетнейший в Германии музыкант, предложил в качестве темы мелодию фламандской студенческой песни. На неё Бах создал грандиозную пьесу, в которой продемонстрировал исключительное мастерство, в том числе исполнителя-виртуоза, которому не было равных. Фугу Баха впоследствии объединили в двухчастный цикл с драматической фантазией соль минор. Знаменитая Токката и фуга ре минор, носит подзаголовок «дорийская», так как знаков тональности ре минор у ключа не указано, что в данной тональности образует дорийский лад, который был очень популярен и весьма востребован в эпохи античности и средневековья.
Прелюдия и фуга ля минор – настоящая органная поэма, поражающая своими космическими масштабами. Два этих гениальных сочинения, как и Пассакалья, были созданы в наиболее плодотворный творческий период – Веймарский. Финал концерта – Пассакалия с фугой, ранний шедевр Баха. Остинатная, повторяющаяся басовая тема, на которой выстроена баховская пассакалья, длится восемь тактов, хотя обычно композиторы ограничиваются четырьмя. Сочинение состоит из двух десятков вариаций – тогда как обычно их количество не превышает шести. Басовая линия разделяется на две отдельные темы и сопровождается третьей темой, которая становится предтечей гениальной фуги.
Час Баха – погружение в бесконечность.

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Фантазия и фуга соль минор BWV 542
Хоральная обработка Schmücke dich, o liebe Seele (Преобразись, возлюбленная душа» из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок» BWV 654
Токката и фуга ре минор (Дорийская) BWV 538
Хоральная обработка Von Gott will ich nicht lassen (Я не оставлю Бога)
из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок» BWV 658
Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
Хоральная обработка Nun komm, der Heiden Heiland (Приди, язычников Спаситель) из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок» BWV 659
Пассакалия и фуга до минор BWV 58

Исполнитель:
Лилия Кузнецова, орган
Санкт-Петербург

Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию.
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 и младше 65 лет.

Концерт «Время Баха» прошёл в Римско-католический храм Лурдской Богоматери 20 марта 2021 года.

Римско-католический храм Лурдской Богоматери