Зеркало в зеркале: от Баха до Пярта

Концерт «Зеркало в зеркале: от Баха до Пярта»

Это прошедший концерт.

«Зеркало в зеркале: от Баха до Пярта» — встреча флейты, скрипки и органа. Незабываемое музыкальное путешествие по странам и эпохам. Германия. Франция. Италия. Роскошь барокко и стихия романтизма. Уникальность музыкального письма Арво Пярта. Изысканная, переливающаяся самыми разнообразными спектрами настроений и звуковых колеров программа петербургских музыкантов.

Клавирный концерт — новый жанр, созданный Бахом, возник на основе переложений для клавира итальянских скрипичных концертов. Наиболее известны из них — органные транскрипции струнных концертов Вивальди. Интересно, что почти все баховские клавирные концерты изначально были написаны как скрипичные, а уже затем были переложены самим Иоганном Себастьяном для клавира. Итальянский концерт, созданный в 1735 году — всемирно признанный шедевр для клавира соло, в названии которого уже заложена география жанра.

Николаус Брунс — немецкий органист, скрипач и композитор. Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие.

Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых — для органа.

Скрипач-виртуоз и композитор Фриц Крейслер создал цикл скрипичных пьес «Классические рукописи» — 19 миниатюр, написанных в стилистике сочинений XVIII века. В целях мистификации он скрыл своё авторство, выдав пьесы за транскрипции. Параллельно шутник издал и свои стилизации старинных венских вальсов, которые подверглись уничтожающей критике и противопоставлялись транскрипциям как истинной музыке.

Арво Пярт, гениальный эстонский композитор, почитаемый во всём мире. На протяжении долгой творческой жизни мастер экспериментирует в самых различных техниках и стилях, включая изоритмию, минимализм, серийность, неоклассицизм, коллаж и сонорику. Собственный стиль композитор определяет как tintinnabuli (колокольчики), подразумевая звучание небольших церковных колоколов с характерными призвуками. Пьеса «Зеркало в зеркале» была написана в 1978 для органа, но практически сразу появились её авторские версии для различных составов, например, для виолончели или скрипки с фортепиано.

Яркие акценты концерта — хит мастера звукописи Клода Дебюсси «Лунный свет», а также сочинения Андрея Петрова, Эдварда Грига и Эннио Морриконе.

«Зеркало в зеркале: от Баха до Пярта» — обретите своё отражение в чудесном вечере.

Исполняют:
Арина Шваренок (флейта);
Пётр Ильяш (скрипка);
Александр Грудинкин (орган).

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Sinfonia из Рождественской оратории, BWV 248;
Николаус Брунс (1665–1697) — Прелюдия ми минор (Большая);
Иоганн Себастьян Бах — Итальянский концерт, BWV 971: Allegro — Andante — Presto;
Фриц Крейслер (1875–1962) — Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни;
Арво Пярт (р. 1935) — Spiegel im Spiegel (Зеркало в зеркале);
Леон Боэльман (1862–1897) — Токката из Готической сюиты, op. 25;
Клод Дебюсси (1862–1918) — «Лунный свет» из Бергамасской сюиты, L 75;
Андрей Петров (1930–2006) — Ave Eva из балета «Сотворение мира»;
Эдвард Григ (1843–1907) — Шествие гномов из цикла «Лирические пьесы», op. 54;
Эннио Морриконе (1928–2020) — C’era Una Volta Il West.

Продолжительность концерта: 1 час 10 минут (без антракта).

Концерт «Зеркало в зеркале: от Баха до Пярта» прошёл в Римско-католический храм Лурдской Богоматери 15 января 2023 года.

Римско-католический храм Лурдской Богоматери