Жди меня... и я вернусь

Концерт «Жди меня... и я вернусь»

Это прошедший концерт.

Историческая фантасмагория в двух действиях

Пьеса Владимира Зуева (написана по заказу Норильского Заполярного театра драмы к его 75-летию)

Режиссёр – Анна Бабанова
Художник – Фемистокл Атмадзас
Режиссёр по пластике – Николай Реутов
Художник по костюмам – Ольга Атмадзас
Композитор – Андрей Федоськин
Художник по свету – Тарас Михалевский
Видеоряд – Михаил Зайканов
Музыкальный руководитель – Владимир Пермяк

Спектакль вошёл в long-list Национальной театральной премии «Золотая Маска», сезон 2017/2018

Этот спектакль – дань памяти тем, кто волею истории и судьбы оказался у истоков строительства заполярного города, комбината и театра. В его основе – воспоминания первых норильчан (вольных и «невольных», т.е. узников Норильлага)

Это наш художественный анализ Гения Места, в котором соединены/спаяны полярные/и даже заполярные начала: ужасы «предлагаемых обстоятельств» (природных, исторических и человеческих) и фантастическая стойкость творческого сознания, духа, способного отогреть для жизни даже вечную мерзлоту

В создании Порталов Времени (основного сценографического образа спектакля) использованы не только гипотезы/идеи астрофизика, профессора Пулковской обсерватории Николая Козырева (узника Норильлага), но и… кровельные листы с крыш норильских домов, сорванные ураганом 2016 года.

Зрителям предстоит увидеть фантастический «праздничный концерт», посвящённый созданию театра… в Норильлаге. В качестве ряда номеров – голоса и истории тех, кто волею обстоятельств оказался на Таймыре, причём в едином потоке сойдутся Прошлое, Настоящее и Будущее, герои и создатели спектакля… В основе сюжета – воспоминание культорга 4 лаготделения Григория Климовича о том, как новогодний концерт на рубеже 1944-1945 гг. обернулся для заключённых суровым наказанием всего лишь за то, что Дед Мороз позволил себе процитировать известные строки из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»: «Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои, Построит дворцы ледяные, Каких не построит народ…». Лагерное начальство усмотрело в этих словах «чистейшей воды оппортунизм» («Это же неверие в силы народа!.. Наш народ всё построит!») и выгнало всех артистов на «общие работы» (тяжёлый физический труд на открытом воздухе для некрепкого организма был неизбежно губителен).

Главные герои имеют исторических прототипов: Дирижёр (композитор, автор музыки пионерского гимна «Взвейтесь кострами, синие ночи» Сергей Кайдан-Дешкин, первый завмуз нашего театра), Поэт («сын двух поэтов», учёный, философ, но в Норильлаге прославившийся именно как поэт – Лев Гумилёв), Астроном (астрофизик, профессор Пулковской обсерватории Николай Козырев). В жизни каждого из них случился Норильск, где они не раз посмотрели смерти в лицо… И всё же они не просто выжили – сохранили верность себе, своему Дару и не остановились в его развитии. Это отчаянное сопротивление маленького, тщедушного интеллигента репрессивной Системе, жестокой Судьбе – завораживает, заставляет искать источники силы, энергии. «Только звёзды и люди способны противостоять энтропии во Вселенной» – говорил Николай Козырев. Только звёзды и люди…

«Теория временных зеркал, которую разработал в Норильлаге астрофизик Козырев, становится одной из смысловых доминант спектакля. И театр, построенный в свое время ГУЛАге, и зрительный зал этого театра, в котором потомки заключенных сидят рядом с потомками палачей; и сама наша многострадальная история, незаконченная, длящаяся; и Норильская Голгофа, до которой подать рукой; и непостижимая уму энергия творчества, выживания в местах, не пригодных для жизни – вся эта мощная полифония звучит со сцены в набегающих друг на друга разностильных, разножанровых эпизодах, собираясь, тем не менее, в гармоничное целое. Частные сюжеты складываются в общую биографию страны. Сквозной «концерт» лагерников пропевает, прошучивает, талантливо травестирует чудовищную национальную травму. Бабанова, Зуев и Атмадзас сочиняют сложный, многоплановый сценический мир, но обходятся при этом без деклараций и проповедей. Свободно и как бы играючи они вычерчивают твердую линию катастрофы, глобального преступления государства перед собственным народом. Преступления, которое так и осталось практически без наказания. И без покаяния» (Наталья Каминская, журнал «Сцена», 2017, №1).

В спектакле заняты Заслуженные артисты России Нина Валенская, Марина Журило, Сергей Ребрий, Заслуженный артист Респ. Башкортостан Сергей Дербенцев, артисты Павел Авдеев, Варвара Бабаянц, Евгения Воронова, Денис Ганин, Александр Глушков, Сергей Даданов, Елена Донова, Дарья Дороготовцева, Александр Жуйков, Николай Каверин, Евгения Камбалина, Роман Лесик, Степан Мамойкин, Сергей Назимов, Евгений Нестеров, Юлия Новикова, Александр Носырев, Иван Розинкин, Галина Савина, Денис Чайников.

Премьера состоялась 18 ноября 2016 года.

Продолжительность: 2 часа 10 минут

Театральное представление «Жди меня... и я вернусь» прошло в Дворце на Яузе 13 сентября 2019 года.

Дворец на Яузе