Зимние грезы. Чайковский в Москве

Зимние грезы. Чайковский 9 декабря

9 декабря в Москве (Консерватория им. Чайковского) состоялось мероприятие «Зимние грезы. Чайковский».

Искать похожие события.

Московский государственный академический симфонический оркестр
под управлением Павла Когана
Художественный руководитель и главный дирижер - Павел Коган
Никита Мндоянц (фортепиано)
Дирижер - Александр Соловьев

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА:
Концерт №1 для фортепиано с оркестром
Симфония №1 "Зимние грёзы"


Декабрь на пороге... Ззапорошил первый снег, застывают реки, покрываются инеем леса. Зимняя русская природа полна особого очарования. Одним из композиторов, замечательно передавшим красоту русской зимы, был Петр Ильич Чайковский. 9 декабря в Большом зале Московской консерватории прозвучит его Первая симфония "Зимние грезы", а также гениальный Первый концерт для фортепиано с оркестром. Солист — лауреат международных конкурсов Никита Мндоянц. За пультом Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением П. Когана — Александр Соловьев.

С Первой симфонии началась творческая зрелость Чайковского и одновременно — московский период его жизни. Молодой выпускник Петербургской консерватории был приглашен преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию. Первое крупное сочинение далось ему непросто, и результат не был высоко оценен его наставниками — А. Рубинщтейном и Н. Зарембой. И кто знает, как бы сложилась судьба Первой симфонии, если бы не поддержка старшего московского коллеги — дирижера и пианиста Николая Рубинштейна, взявшегося исполнить ее. Через несколько лет Чайковский переработал сочинение, и его партитура, наконец, была издана. Современники композитора не сразу оценили изумительную свежесть музыки симфонии, тонко передающей красоту зимней русской природы (о чем свидетельствует программное название сочинения - "Зимние грезы", а также названия двух его первых частей — "Грезы зимнею дорогой" и "Угрюмый край, туманный край"). Уже начальные "шелестящие" фигурации струнных напоминают летящие по накатанному снегу сани, а главная мелодия первой части рисует широту открывающегося перед путниками пейзажа. Не используя звукоизобразительный метод напрямую, Чайковский создает своего рода отражение картины в сознании, подкрепляя его выразительными мелодиями песенного склада, а в финале и плясового. Неслучайно его Первая симфония не раз становилась музыкальной основой балетных постановок.

Если с Первой симфонии Чайковского, по сути, начался "большой" русский симфонизм, то его Первый концерт -— истинный шедевр концертного жанра, признанный во всем мире, - открывает эпоху русского фортепианного концерта. Грандиозная тема вступления, драматичная главная партия первой части, тревожно-плясовая мелодия финала происходят из русско-украинского мелоса, ряд других тем — из стихии городского романса. Популярность Первого концерта настолько велика, а его мелодии настолько знамениты, что трудно поверить в первоначальное неприятие этого сочинения тем же Николаем Рубинштейном, наотрез отказавшимся его исполнять. Впервые Концерт прозвучал в 1875 году в Бостоне, в исполнении Ганса фон Бюлова, которому в результате и был посвящен. В наше время это одно из самых исполняемых сочинений Чайковского, в том числе и на сцене Большого зала Московской консерватории: Концерт является обязательным сочинением в третьем туре Международного конкурса имени Чайковского.

Никита Мндоянц — пианист-вундеркинд, впервые выступивший с сольным концертом в возрасте девяти лет. Во время учебы в Московской консерватории завоевал первую премию на конкурсе имени И. Падеревского в Польше (2007) и вошел в число финалистов конкурса В. Клайберна в США (2013). В 2016 году победил на престижномМеждународном конкурсе пианистов в Кливленде и спустя год выступил в сольным концертом в нью-йоркском Карнеги-холле. Блистательный пианист с мировой известностью, великолепный интерпретатор классического репертуара, Никита Мндоянц также является композитором, автором многочисленных симфонических и камерных партитур.

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана — один из старейших симфонических оркестров России, отмечающий в 2018 году свое 75-летие. Первым дирижером коллектива стал в 1943 году Народный артист СССР Лев Штейнберг. Позже оркестром руководили такие прославленные музыканты как Николай Аносов, Лео Гинзбург, Михаил Тэриан, Вероника Дударова. Под их руководством оркестр стал известен, в первую очередь, исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений С. Прокофьева, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Р. Глиэра. С 1989 года художественным руководителем и главным дирижером МГАСО является Народный артист России Павел Коган. Маэстро реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями европейской и американской музыкальной литературы.

Александр Соловьев — оперно-симфонический дирижер, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, ученик Владимира Федосеева. В 1995-2010 гг. - второй дирижер Московского государственного академического камерного хора под управлением Владимира Минина. С 2009 года — дирижер Центра оперного пения Галины Вишневской. С 2011 - дирижер-стажер Большого театра, где дирижировал операми Дж. Верди, В. Беллини, П.И. Чайковского, Н.А Римского-Корсакова, Р. Штрауса, М. Равеля, балетами Д. Обера и В. Гаврилина.

Другие концерты в Консерватории им. Чайковского