Концерт органной музыки
Палитра жанров и эпох
Д. Букстехуде, Г. Муффат, И.Г. Вальтер, И.С. Бах,
Ф. Мендельсон, Ф. Лист, М. Дюпре, Ш. Турнемир
Лауреат международных конкурсов
Марина Вяйзя
и её ученики
Лауреат всероссийских и международных конкурсов
(орган, Санкт-Петербург)
12 июня в храме св. Станислава — концерт доцента кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Марины Вяйзя и её класса. Прозвучат сочинения разных жанров немецких и французских композиторов XVIII-XX веков.
Программу откроет яркая Симфония из Кантаты «Мы благодарим тебя, Господи» И.С. Баха в переложении для органа М. Дюпре в исполнении руководителя органного класса Марины Вяйзя. Затем прозвучит Прелюдия и фуга си минор Баха. Своей строгостью, непреклонным развертыванием и длинными полифоническими линиями голосов она словно отражает в звуках стройность готической архитектуры.
Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции — прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. Прозвучит одна из двух Чакон Букстехуде — ми минор.
И.Г. Вальтер — немецкий теоретик музыки, лексикограф, органист и композитор. Им написаны хоральные обработки, партиты, сюиты, концерты-транскрипции по произведениям других авторов, токкаты, прелюдии и фуги для органа и клавира, кантаты, мессы и камерно-инструментальные сочинения. На стиль Вальтера повлияло творчество И. Пахельбеля, Д. Букстехуде, С. Шейдта, Я.П. Свелинка и других мастеров XVII века. Его произведения отличаются тщательностью контрапунктической проработки и строгому следованию теоретическим правилам. Вальтер — автор фундаментального справочника «Музыкальный лексикон, или Музыкальная библиотека», первой немецкой музыкальной энциклопедии. В программе — Концерт А. Вивальди ми минор для скрипки, струнных и basso continuo в 3-х частях, переложенный Вальтером для органа соло в си миноре.
Южнонемецкий композитор эпохи барокко Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Наиболее известным является сборник «Apparatus musico-organisticus», в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Nova cyclopeias harmonica». Прозвучит Пассакалия соль минор.
Над Сонатами для органа Ф. Мендельсон увлечённо работал с 1839 по 1845 годы. Композитор посвятил их своему другу — органисту Ф. Шлеммеру. Так появились первые романтические немецкие сонаты. В них представлена своеобразная «антология» барочных жанров и форм: прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга, различного рода фантазийные формы. Свидетельством тесной связи композитора с немецкой школой, в том числе с Бахом, можно считать его частое обращение к протестанскому хоралу. Первая часть Сонаты ре минор, которая будет исполнена на концерте, написана в форме хоральных вариаций. В их основе — хорал «Отче наш на небесах».
Одно из трёх известнейших сочинений Ф. Листа для органа — вариации «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen», написанные на два баховских мотива — basso continuo первой части кантаты «Плач, жалобы, заботы» № 12 и «Crucifixus» из Мессы си минор. Тема вариаций состоит из хроматического нисходящего четырёхтактового мотива. Характер всей пьесы скорбный, трагический. Лишь в его конце звучит протестанский хорал «Was Gott tut, das ist wohlgetan» («Всё, что Господь не делает, всё благо»). Это гимн божественному началу, разрешающему все противоречия жизни.
Ш. Турнемир учился у С. Франка, Ш.-М. Видора и В. д`Энди. Он сменил С. Франка на посту органиста парижского собора св. Клотильды. При жизни Турнемир был известен как блестящий исполнитель и импровизатор. Любую музыку, которая не служила бы восхвалению Господа, он считал совершенно бесполезной. «Victimae paschali laudes» — средневековая пасхальная секвенция, одна из немногих, которые до сих пор используются в литургии. Её текст приписывается поэту и историку Випо Бургундскому. Древнейшие рукописи, содержащие секвенцию, относятся к XI веку. Автор текста описывает знаменитые евангельские события (включая прямую речь — диалог народа с Марией Магдалиной), воспевает Воскресение Христово, победу жизни над смертью. К тексту секвенции обращались многие композиторы эпохи Возрождения и барокко. В заключение концерта прозвучит Хоральная импровизация «Да приносят христиане хвалу Пасхальной жертве» Турнемира.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — Марсель Дюпре (1886-1971)
Исп. Андрей Мартюшов
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Исп. Марина Киреева
Иоганн Готфрид Вальтер (1684-1648)
Исп. Анна Кудряшова
Георг Муффат (1653-1704)
Исп. Хуан-Фелипе Эскивель
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Исп. Кристина Веретенникова
Ференц Лист (1811-1886)
Исп. Валентина Ралко
Шарль Турнемир (1910-1939)
Исп. Евгения Борисова
Концерт «Концерт органной музыки «Палитра жанров и эпох»» пройдёт в Храм св. Станислава 12 июня 2024 года. Купить билеты уже можно на сайтах ROLLD и МТС Live.