Концерт «Рождественский оффертуар»

Концерт «Концерт «Рождественский оффертуар»»

Это прошедший концерт.

В программе: Ф. Куперен, И.С. Бах, А. Вивальди, Л.Дж.А. Лефебюр-Вели, Ш.-М. Видор, Л. Вьерн

Исполнитель:
Юрий Семёнов
(орган, Санкт-Петербург)

В яркой новогодней программе петербургского органиста Юрия Семёнова — сочинения И.С. Баха, А. Вивальди и французских композиторов разных веков.

Куперен «Великий» обучал игре на клавесине дофина и других членов королевской семьи. Опираясь на опыт своих предшественников и старших современников, он создал оригинальный клавесинный стиль, отличающийся тонкостью и изяществом письма и обилием орнаментальных украшений (мелизмов). Духовную музыку Куперена отличает серьёзность и возвышенность. «Приходская месса» предназначалась для торжественных богослужений. Внутри Мессы, согласно французской традиции, пьесы назывались или по первой строчке песнопения, или по набору регистров (тембров органа). В программе концерта — Оффертуар до мажор из Мессы.

Концерт Вивальди ре минор, переложенный для органа Бахом — яркий пример совершенного письма гения. Изящное вступление заканчивается торжественным переходом к фуге, на теме которой выстраивается чёткая конструкция основного полифонического раздела Концерта. Средняя часть — лиричная Сицилиана, а завершается цикл стремительным Финалом.

Торжественная Прелюдия ми-бемоль мажор Баха — первая часть цикла, который принято связывать с образом Святой Троицы. Прелюдией открывается третья часть «Клавирных упражнений», также именуемая «Органной мессой».

Прозвучит несколько сочинений для большого симфонического органа. Появление жанра Органной симфонии обычно связывают с французской романтической школой, к которой, в том числе, относят Ш.-М. Видора и Л. Вьерна. На создание симфоний для «короля инструментов» композиторов вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. В программу концерта включены Интермеццо из Симфонии № 3 и «Колыбельная» из цикла «24 пьесы в свободном стиле» Л. Вьерна, а также Allegro — одна из известнейших частей Симфонии № 6 Ш.-М. Видора.

Французский органист и композитор XIX века Л.Дж.А. Лефебюр-Вели считался одним из лучших исполнителей своего времени, славился мастерством импровизации. Именно он играл на органе во время погребальной церемонии Ф. Шопена. Наследие Лефебюра-Вели включает значительное количество этюдов и пьес для органа, отличающихся особенным блеском. В завершение концерта — пьеса Sortie ми-бемоль мажор, написанная «на выход» из церкви.

Программа концерта:

Франсуа Куперен (1668-1733)
Оффертуар из «Приходской мессы»

Антонио Вивальди (1678-1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Концерт для органа ре минор, BWV 596:
(Allegro) — Grave — Fuga
Largo e spiccato
Finale

Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия ми-бемоль мажор, BWV 552/1

Луи Вьерн (1870-1937)
Интермеццо из Симфонии № 3 фа-диез минор
«Колыбельная» из цикла «24 пьесы в свободном стиле»

Шарль-Мари Видор (1844-1937)
Allegro из Симфонии № 6 соль минор, op.42

Луи Джеймс Альфред Лефебюр-Вели (1817-1869)
Sortie ми-бемоль мажор

Концерт «Концерт «Рождественский оффертуар»» прошёл в Храм св. Станислава 3 января 2022 года.

Храм св. Станислава