Над Родиной нашей солнце сияет

Концерт «Над Родиной нашей солнце сияет»

Это прошедший концерт.

В программе концерта известного петербургского органиста, преподавателя Санкт-Петербургской консерватории и руководителя органного класса музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова, музыканта-исследователя Юрия Семёнова — раритеты советского органного искусства, музыка времён Первых пятилеток. Представленная программа — своеобразное музыкальное путешествие в 20-30-ее годы, наполненные поисками нового музыкального стиля, способного передать ощущения художественной интеллигенции в наступившей после октябрьских событий 1917 года новой «социалистической» жизни.

Сочинения для органа той поры Ленинградских композиторов, создававшиеся при непосредственном участии, а часто и по инициативе профессора класса органа И. А. Браудо, ждала непростая исполнительская история. Большинство были исполнены лишь единожды (органные концерты в те годы проходили в Малом зале консерватории, собраниях общества камерной музыки в пульмонологическом институте и Большом зале филармонии). Эти сочинения являются удивительными документами своей эпохи и свидетельствуют об интенсивной интеллектуальной жизни Ленинграда в предвоенные годы. Большинство из них написаны в оригинальном стиле, совмещавшем органные традиции и новаторство, заключавшееся в поисках новых образов, наиболее полно отражающих окружающую авторов советскую действительность. Почти все сочинения, представленные в программе «Над Родиной нашей солнце сияет» до сих пор не опубликованы и будут исполнены по авторским рукописям.

Пассакалья Д. Д. Шостаковича впервые была исполнена в концерте 17 января 1931 года в Большом зале Ленинградской филармонии в числе симфонических отрывков из только что завершенной оперы «Леди Макбет». За органом находился органист И. А. Браудо, сохранивший органную партию и опубликовавший её уже под другим названием, вместе с собственной транскрипцией фрагмента «Будущая прогулка из «Песни о лесах»» в первом выпуске сборника «Советская органная музыка» в 1960-е годы. Браудо отредактировал текст Пассакальи Шостаковича, внеся в неё динамические, фактурные и ритмические изменения. В концерте Пассакалья прозвучит в оригинальной версии — так, как её задумал и предполагал услышать молодой Шостакович.

Фантазия Ю. Н. Тюлина, задуманная им ещё в 1913 году и завершенная к середине 20-х, — сочинение, в котором явно проступают черты немецкой полифонии времён И. С. Баха. Ассоциации с музыкой Баха вызывает главная тема Фантазии, с её выразительными декламационными оборотами, и ещё более усиливаются в речитативных эпизодах средних разделов Фантазии. Она завораживает образами глубокой печали, чередующимися с радостными ликующими фанфарами и грандиозным Tutti органа, завершающим сочинение. Фантазия не была опубликована.

Две пьесы А. А. Михайлова — Марш и Токката, погружают слушателя в неожиданный музыкальный мир, словно бы вывернутый наизнанку, полный сарказма и гротеска. Необычный, прихотливый и насмешливый музыкальный язык Михайлова, возможно, являлся продолжением странных и таинственных образов, словно сошедших со страниц «Фантастических пьес» француза Луи Вьерна. Марш будет исполнен по авторской рукописи композитора.

Две прелюдии Н. К. Гана написаны в жанре органной миниатюры. Если в первой прелюдии мы находим черты ноктюрна или, возможно, баркаролы, то вторая — это своеобразный марш, в котором энергичные и шумные крайние разделы обрамляют идиллическую среднюю часть, в которой Ган иронично цитирует излюбленные приёмы композиторов эпохи барокко: подражание голосам природы и пению птиц.

Токката И. С. Баха, завершающая концерт, по воспоминаниям А. В. Оссовского, директора Ленинградской филармонии в 30-е годы, непременно вызывала восторг у нового ленинградского слушателя и, по желанию пришедшей в филармонические залы рабочей аудитории, триумфально завершала выступления органистов.

Программа концерта:

Д. Д. Шостакович (1906-1975)
Пассакалья из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» (оригинальная версия)

Ю. Н. Тюлин (1893-1978)
Фантазия ля минор, op. 9 (исполняется впервые)

А. А. Михайлов (1887-1942)
Марш cи-бемоль мажор
Токката

Н. К. Ган (1908-1993)
Прелюдия № 1 ми-бемоль мажор
Прелюдия № 2 соль мажор

И. С. Бах (1685-1750)
Токката и фуга ре минор, BWV 565

Концерт «Над Родиной нашей солнце сияет» прошёл в Храм св. Станислава 14 апреля 2019 года.

Храм св. Станислава