Орган как инструмент-оркестр

Концерт «Орган как инструмент-оркестр»

Это прошедший концерт.

Появление в XIX веке нового типа французского симфонического органа, обладающего удивительным разнообразием тембров, имитирующих голоса оркестровых инструментов, позволило сравнивать этот инструмент с оркестром. Возможности такого органа оказались практически безграничными. На нём прекрасно звучит музыка разного времени — от Баха до сочинений композиторов XXI века.

Концерт московской органистки Маргариты Еськиной откроет торжественная Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор И.С. Баха. Её принято связывать с образом Святой Троицы. Сочинение образует арочную конструкцию, обрамляющую третью часть «Клавирных упражнений», которую также называют «Органной мессой». Концерт ре минор по А. Вивальди — трёхчастное произведение виртуозного характера. В этой итальянской музыке крайние «зажигательные» разделы контрастируют с лиричными средними.

Неожиданно интересно и ярко на органе прозвучат переложения оркестровых сочинений Э. Грига, Р. Вагнера и А. Бородина. Французский композитор, органист и выдающийся импровизатор А. Мюле был учеником мэтров французской органной школы А. Гильмана и Ш.-М. Видора. «Византийские эскизы» — его самое известное сочинение для органа. Цикл состоит из 10 частей. В Токкате, завершающей концерт, блестящие фигурации в партии рук сопровождаются зловещими мотивами, проводимыми в педали. Её музыкальное развитие подразумевает духовное сражение, где добро одерживает победу.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552

Антонио Вивадьди (1678-1741) - Иоганн Себастьян Бах
Концерт ре минор, BWV 596:
(Allegro) - Grave - Fuga
Largo e spicсato
Finale

Эдвард Григ (1843-1907)
Три фрагмента из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»
(переложение для органа Харви Б. Гола):
Утро
Танец Анитры
В пещере горного короля

Рихард Вагнер (1813-1883)
Вступление к опере «Тристан и Изольда» (переложение для органа Дж. Веста)

Александр Бородин (1833-1887)
Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» (переложение для органа Е. Мельниковой)

Анри Мюле (1878-1967)
Две пьесы из сюиты «Византийские эскизы»:
Витраж и Токката «Tu Es Petra» («Ты - камень, [..] и врата ада не одолеют тебя»)

Концерт «Орган как инструмент-оркестр» прошёл в Храм св. Станислава 6 февраля 2021 года.

Храм св. Станислава