Органный концерт Gradus ad parnassum

Событие отменено

Концерт «Органный концерт Gradus ad parnassum»

Это прошедший концерт.

И. С. Бах, Д. Букстехуде, И. Брамс, А. Г. Риттер, М. Регер, М. Дюпре

Лауреат международных конкурсов
ЮЛИЯ ГЛАЗКОВА
и студенты Санкт-Петербургской государственной консерватории
имени Н. А. Римского-Корсакова:
Лауреат международных конкурсов
ЕЛИЗАВЕТА ШАБАЛИНА
ЭЛЬДАР АБДУРАМАНОВ
ЦЗЕ ЖЭНЬ
ИЛЬЯ ЛИХОВИДОВ
(орган, Санкт-Петербург)

29 марта в храме св. Станислава состоится органный концерт под названием «Gradus ad Parnassum» — «Ступень к Парнасу». Под таким эпиграфом, обозначающим освоение этапов на пути к вершине искусства, выступят студенты Петербургской консерватории класса Юлии Глазковой вместе со своим преподавателем.
Программа концерта составлена из произведений композиторов разных эпох. Но творчество каждого автора так или иначе связано с наследием великого «первоисточника» органной музыки — И. С. Баха.
Его собственное творчество представлено тремя произведениями. Прелюдия и фуга ми-минор — монументальный цикл из величественной, неторопливой и неумолимой прелюдии и напряженной фуги, тему которой словно разрывает изнутри скрытое двухголосие с хроматическим разнонаправленным движением.
Фантазия и фуга до минор — более спокойное, но концептуально сложное сочинение. Философская задумчивая фантазия подготавливает фугу, внутри которой содержатся как минимум две самостоятельные фуги: простая и двойная. Строгой замкнутой теме первой фуги противопоставляются хроматическая восходящая вторая тема («путь на Голгофу») в соединении с взволнованной смятенной третьей темой в двойной фуге (бурлящая толпа). Возвращающаяся первая тема сдержанно подводит мрачный итог повествования.
Хоральная прелюдия «Nun komm der Heiden Heiland» («Гряди, язычников Спаситель») создает звуковой живописный образ, сочетающий ритм непрерывного шага и мрачный характер Ветхозаветных пророчеств.
Хронологически первым откликом на творчество Баха является Соната № 1 А. Г. Риттера (1845). Композитор времени раннего романтизма, он переносит старинный барочный символ passus duriusculus («жесткий шаг» — нисходящий хроматический шаг) в новые формы, разработанные Ф. Листом. Структура этой одночастной сонаты сложна. Элементы классической сонатной формы сочетаются с контрастными эпизодами, один из которых — фуга.
Макс Регер — представитель позднего немецкого романтизма рубежа XIX–XX веков. В его творчестве развиты практически все существующие жанры органной музыки, воспринятые от Баха. Среди них выделяется группа сочинений, связанных с протестантским хоралом. Наряду с многочисленными небольшими хоральными прелюдиями, ему принадлежат 8 хоральных фантазий — грандиозных творений, на грани исполнительских возможностей развивающих не столько темы хоралов, сколько свободный материал, по-разному соотносимый с хоралом. Тем не менее, cantus firmus обязательно проводится во всех пластах фактуры, а венчает эту свободную форму строгая фуга.
Последний в программе отблеск творчества Баха — французский: Марсель Дюпре является представителем французской органной школы, расцветавшей в течение столетия такими именами как С. Франк, Ш.-М. Видор, Л. Вьерн (двое последних были учителями Дюпре). Его музыка представлена Прелюдией и фугой соль минор из раннего опуса 7. Если в фуге отчетливо прослеживается связь с барочной музыкой (тема в жанре жиги), то прелюдия отсылает к виртуозным токкатам французских мастеров XIX века. Цельность циклу придает соединение в конце темы фуги и темы прелюдии, демонстрирующее высочайшее владение композитора мастерством контрапункта.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548
Исп. Юлия Глазкова

Макс Регер (1873-1916)
Фантазия на хорал «Wachet auf, ruft uns die Stimme»
(«Восстань, нас голос зовет!»), ор.52 № 2
Исп. Елизавета Шабалина

Иоганн Себастьян Бах
Хоральная прелюдия «Nun komm, der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель»)
из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», BWV 659

Август Готтфрид Риттер (1811-1885)
Соната № 1, ор.11
Исп. Цзе Жэнь

Иоганн Себастьян Бах
Фантазия и фуга до минор, BWV 537
Исп. Илья Лиховидов

Марсель Дюпре (1886-1971)
Прелюдия и фуга соль минор, ор.7 № 3
Исп. Эльдар Абдураманов

Концерт «Органный концерт Gradus ad parnassum» прошёл в Храм св. Станислава 29 марта 2020 года.

Храм св. Станислава