Это прошедший концерт.
20 января, суббота, 19:30
Концерт органной, камерной и вокальной музыки «Популярная классика»
А. Вивальди, И.С. Бах, Г.Ф, Гендель, Дж.Б. Перголези, В. А. Моцарт, Ш. Гуно, Г. Белье
Лауреат международного конкурса
(Санкт-Петербург)
В программе концерта петербургской органистки Натальи Михайловой и её учеников — студентов кафедры органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского государственного университета, а также учащихся органной студии при храме св. Станислава — популярная классика композиторов XVIII-XX вв.
Концерт А. Вивальди ля минор, переложенный для органа Бахом, увлекает своей огненной энергией. Он имеет трёхчастную структуру, с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом. Сочинение столь популярно у слушателей органных вечеров, что его смело можно включить в «золотую коллекцию» шедевров органной музыки, наряду с Токкатой и фугой ре минор.
В программу концерта включена песня «Bist Du bei mir» из Нотной тетради Анны Магдалены Бах (1725). Вероятно, Бах подарил её ко Дню рождения (24-летию) Анны Магдалены. Все в доме, от мала до велика, пользовались ею, поэтому уровень сложности пьес очень разный. Кто-то разучивал из неё сочинения отца, кто-то вписывал свои первые композиции, кто-то овладевал искусством аккомпанемента. Вокальная музыка предназначалась для самой Анны Магдалены.
Прозвучат ещё несколько сочинений Баха: известная Сицилиана из Сонаты BWV 1031, Прелюдия и фуга си-бемоль мажор из «Маленьких прелюдий и фуг», а также хоральная обработка «Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос», звучащая в кинофильме «Солярис» А. Тарковского. Знаменитый исследователь жизни и творчества Баха А. Швейцер назвал его цикл из 46 хоральных обработок «Органная книжечка» «антологией баховского музыкального языка». Каждая из миниатюр представляет собой совершенный с точки зрения техники и стиля образец барочной органной музыки.
В.А. Моцарт в своём творчестве не обращался к солирующему органу. Им созданы лишь 17 церковных сонат («sonatа da chiesa»), которые исполняются камерным оркестром в сопровождении органа. Это короткие одночастные пьесы, предназначенные для богослужения. В программу концерта включены два произведения Моцарта в переложении для сольного органа: Церковная соната ре мажор и знаменитая Lacrimosa из Реквиема.
Г.Ф. Гендель — один из великих композиторов эпохи барокко. Он родился в Германии в один год с И.С. Бахом и Д. Скарлатти. Получив музыкальное образование в Италии, Гендель переселился в Лондон и впоследствии стал английским подданным. В своё время он был гораздо популярнее Баха. Его дарование особенно ярко проявилось в операх и ораториях, написанных преимущественно на библейские и исторические сюжеты. Хоровое письмо Генделя имеет героически-возвышенный стиль, музыка лишена напыщенности и манерности. Прозвучит Ария «Dignare» из кантаты «Te Deum».
Д.Б. Перголези — представитель неаполитанской школы, значительно повлиявший на развитие оперы-буффа (комической оперы). Наиболее известным его произведением является кантата «Stabat Mater», повествующая о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Будет исполнена песня «Три дня болеет Нина».
В программу концерта включены две Ave Maria в интересном переложении для голоса, скрипки и органа. Ave Maria («Радуйся, Мария») — слова католической молитвы к Деве Марии. Её первая фраза — приветствие архангела Гавриила Марии в момент Благовещения. Образ Девы Марии и эта молитва вдохновляли композиторов в разные столетия на создание прекрасной музыки. Существует более 40 произведений «Ave Maria».
Ave Maria Ш. Гуно — это транскрипция Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» Баха, в оригинале написанная для скрипки и фортепиано. Ave Maria советского гитариста, лютниста и композитора Владимира Вавилова была создана в конце 1960-х годов. Пьеса была записана в 1970 году на пластинке «Лютневая музыка XVI-XVII веков». При первом издании композиция была приписана неизвестному композитору, а затем ошибочно стали указывать имя итальянского композитора Дж. Каччини.
Г. Белье — французский органист и композитор, ученик Э. Жигу в Парижской консерватории. Он наиболее известен своей Токкатой ре минор для большого органа, опубликованной в Париже в 1912 году. Ею торжественно завершится концерт.
Программа концерта:
Антонио Вивальди (1678-1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Концерт ля минор, BWV 593:
Tempo giusto — Adagio — Allegro
Иоганн Себастьян Бах
Сицилиана из Сонаты № 2 ми-бемоль мажор для флейты и органа, BWV 1031
(переложение для скрипки и органа)
Прелюдия и фуга си-бемоль мажор, BWV 560
Ария «Bist Du bei mir» («Если ты со мной»)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Церковная соната ре мажор, KV 144
Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Ария «Dignare» из кантаты «Te Deum»
Джованни Батиста Перголези (1710-1736)
«Три дня болеет Нина» (Сицилиана)
Иоганн Себастьян Бах
Хоральная обработка «Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ»
(«Взываю к Тебе, Господь Иисус Христос»)
из цикла «Органная книжечка», BWV 639
Иоганн Себастьян Бах — Шарль Гуно (1818-1893)
Ave Maria
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Lacrimosa из Реквиема, К. 626
Владимир Вавилов (1925-1973)
Ave Maria
Гастон Белье (1863-1938)
Токката
Концерт «Популярная классика» прошёл в Храм св. Станислава 20 января 2024 года.