Популярная классика

Концерт «Популярная классика»

Это прошедший концерт.

20 января, суббота, 19:30

Концерт органной, камерной и вокальной музыки «Популярная классика»

А. Вивальди, И.С. Бах, Г.Ф, Гендель, Дж.Б. Перголези, В. А. Моцарт, Ш. Гуно, Г. Белье

  • Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова
  • Лауреат международного конкурса Егор Казаков

Лауреат международного конкурса

  • Мария Полякова
  • Хайтао Лин
  • Алексей Мироненко
  • Татьяна Сваровская (орган)
  • Олеся Журавкина (меццо-сопрано, орган)
  • Маргарита Казакова (скрипка)

(Санкт-Петербург)

В программе концерта петербургской органистки Натальи Михайловой и её учеников — студентов кафедры органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского государственного университета, а также учащихся органной студии при храме св. Станислава — популярная классика композиторов XVIII-XX вв.

Концерт А. Вивальди ля минор, переложенный для органа Бахом, увлекает своей огненной энергией. Он имеет трёхчастную структуру, с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом. Сочинение столь популярно у слушателей органных вечеров, что его смело можно включить в «золотую коллекцию» шедевров органной музыки, наряду с Токкатой и фугой ре минор.

В программу концерта включена песня «Bist Du bei mir» из Нотной тетради Анны Магдалены Бах (1725). Вероятно, Бах подарил её ко Дню рождения (24-летию) Анны Магдалены. Все в доме, от мала до велика, пользовались ею, поэтому уровень сложности пьес очень разный. Кто-то разучивал из неё сочинения отца, кто-то вписывал свои первые композиции, кто-то овладевал искусством аккомпанемента. Вокальная музыка предназначалась для самой Анны Магдалены.

Прозвучат ещё несколько сочинений Баха: известная Сицилиана из Сонаты BWV 1031, Прелюдия и фуга си-бемоль мажор из «Маленьких прелюдий и фуг», а также хоральная обработка «Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос», звучащая в кинофильме «Солярис» А. Тарковского. Знаменитый исследователь жизни и творчества Баха А. Швейцер назвал его цикл из 46 хоральных обработок «Органная книжечка» «антологией баховского музыкального языка». Каждая из миниатюр представляет собой совершенный с точки зрения техники и стиля образец барочной органной музыки.

В.А. Моцарт в своём творчестве не обращался к солирующему органу. Им созданы лишь 17 церковных сонат («sonatа da chiesa»), которые исполняются камерным оркестром в сопровождении органа. Это короткие одночастные пьесы, предназначенные для богослужения. В программу концерта включены два произведения Моцарта в переложении для сольного органа: Церковная соната ре мажор и знаменитая Lacrimosa из Реквиема.

Г.Ф. Гендель — один из великих композиторов эпохи барокко. Он родился в Германии в один год с И.С. Бахом и Д. Скарлатти. Получив музыкальное образование в Италии, Гендель переселился в Лондон и впоследствии стал английским подданным. В своё время он был гораздо популярнее Баха. Его дарование особенно ярко проявилось в операх и ораториях, написанных преимущественно на библейские и исторические сюжеты. Хоровое письмо Генделя имеет героически-возвышенный стиль, музыка лишена напыщенности и манерности. Прозвучит Ария «Dignare» из кантаты «Te Deum».

Д.Б. Перголези — представитель неаполитанской школы, значительно повлиявший на развитие оперы-буффа (комической оперы). Наиболее известным его произведением является кантата «Stabat Mater», повествующая о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Будет исполнена песня «Три дня болеет Нина».

В программу концерта включены две Ave Maria в интересном переложении для голоса, скрипки и органа. Ave Maria («Радуйся, Мария») — слова католической молитвы к Деве Марии. Её первая фраза — приветствие архангела Гавриила Марии в момент Благовещения. Образ Девы Марии и эта молитва вдохновляли композиторов в разные столетия на создание прекрасной музыки. Существует более 40 произведений «Ave Maria».

Ave Maria Ш. Гуно — это транскрипция Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» Баха, в оригинале написанная для скрипки и фортепиано. Ave Maria советского гитариста, лютниста и композитора Владимира Вавилова была создана в конце 1960-х годов. Пьеса была записана в 1970 году на пластинке «Лютневая музыка XVI-XVII веков». При первом издании композиция была приписана неизвестному композитору, а затем ошибочно стали указывать имя итальянского композитора Дж. Каччини.

Г. Белье — французский органист и композитор, ученик Э. Жигу в Парижской консерватории. Он наиболее известен своей Токкатой ре минор для большого органа, опубликованной в Париже в 1912 году. Ею торжественно завершится концерт.

Программа концерта:

Антонио Вивальди (1678-1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Концерт ля минор, BWV 593:

Tempo giusto — Adagio — Allegro

Иоганн Себастьян Бах

Сицилиана из Сонаты № 2 ми-бемоль мажор для флейты и органа, BWV 1031

(переложение для скрипки и органа)

Прелюдия и фуга си-бемоль мажор, BWV 560

Ария «Bist Du bei mir» («Если ты со мной»)

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Церковная соната ре мажор, KV 144

Георг Фридрих Гендель (1685-1759)

Ария «Dignare» из кантаты «Te Deum»

Джованни Батиста Перголези (1710-1736)

«Три дня болеет Нина» (Сицилиана)

Иоганн Себастьян Бах

Хоральная обработка «Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ»

(«Взываю к Тебе, Господь Иисус Христос»)

из цикла «Органная книжечка», BWV 639

Иоганн Себастьян Бах — Шарль Гуно (1818-1893)

Ave Maria

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Lacrimosa из Реквиема, К. 626

Владимир Вавилов (1925-1973)

Ave Maria

Гастон Белье (1863-1938)

Токката

Концерт «Популярная классика» прошёл в Храм св. Станислава 20 января 2024 года.

Храм св. Станислава