Бах и его современники

Концерт «Бах и его современники»

Это прошедший концерт.

23 марта, суббота,19:30

Концерт органной музыки «Бах и его современники»

И. Пахельбель, Д. Букстехуде, Г. Бём, И.С. Бах

Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова (орган, Санкт-Петербург)

Программа концерта петербургской органистки Натальи Михайловой включает в себя сочинения И.С. Баха и его современников, немецких композиторов эпохи барокко.

Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году И.С. Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии — прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, а также множество хоральных обработок. Концерт откроет Прелюдия соль минор.

Хоральные органные обработки Баха — это камерный жанр, в котором он раскрывает мир лирических образов — возвышенно-созерцательных и интимно-скорбных. Будет исполнена известная хоральная обработка «Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос», которая звучит в кинофильме «Солярис» А. Тарковского. Затем прозвучит Прелюдия и фуга ля минор — одно из самых эмоционально насыщенных произведений для органа у Баха, написанное в яркой виртуозной манере.

Современник Баха Г. Бём, музыку которого великий мастер любил и изучал, был основоположником и первым классиком жанра хоральных вариаций, предназначенного для домашнего музицирования. В своём творчестве композитор следовал северонемецким традициям. Будут исполнены два его сочинения: хоральная партита «Кто вверяет себя любящему Богу» и хоральная обработка «Отче наш на небесах».

И. Пахельбель написал 6 чакон для органа. Самая популярная из них — чакона ре минор, она включена в программу концерта. Её особенностью является 8-тактная остинатная (повторяющаяся) тема в партии педали. 16 вариаций на неё удивляют изобретательностью развития. По ряду структурных и мелодических деталей сочинение приближается к знаменитой Пассакалии Баха.

В заключительной части концерта прозвучит «Дорийская» Токката и фуга Баха. Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый лад был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние. Концепция ладо-состояний нашла отражение и в музыкально-эстетической «теории аффектов», распространённой в Западной Европе в XVIII веке. Согласно ей, основным содержанием музыки является выражение и излияние человеческих чувств. В характере «Дорийской» Токкаты и фуги Баха преобладает мужественное начало. Энергичная Токката продолжается неуклонной, величественной фугой. Разворачивающееся действо по масштабу формы сопоставимое с крупными сочинениями композитора для хора и оркестра. Между Токкатой и фугой будет исполнена хоральная обработка «Отче наш на небесах» Баха из третьей части «Клавирных упражнений».

Программа концерта:

  • Дитрих Букстехуде (1637-1707)
  • Прелюдия соль минор, BuxWV 163
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
  • Хоральная обработка «Ich ruf` zu Dir, Herr Jesu Christ» («Я взываю к тебе, Господь Иисус Христос»), BWV 639 из цикла «Органная книжечка»
  • Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
  • Георг Бём (1661-1733)
  • Хоральная партита «Wer nur den lieben Gott la?t walten»
  • («Кто вверяет себя любящему Богу»)
  • Иоганн Пахельбель (1653-1706)
  • Чакона ре минор, P 41
  • Георг Бём (1661-1733)
  • Хоральная обработка «Vater unser im Himmelreich» («Отче наш на небесах»)
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
  • Токката ре минор («Дорийская»), BWV 538/1
  • Хоральная обработка «Vater unser im Himmelreich» («Отче наш на небесах»), BWV 683
  • Фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538/2

Концерт «Бах и его современники» прошёл в Храм св. Станислава 23 марта 2024 года.

Храм св. Станислава