Органный вечер. Бах и музыка Франции

Концерт «Органный вечер. Бах и музыка Франции»

Это прошедший концерт.

И. С. Бах, Ш.-М. Видор, М. Дюрюфле
Лауреат международных конкурсов Любовь Носова (орган, Франция/Россия)

Программа
И. С. Бах. Прелюдия и фуга соль минор BWV 542
И. С. Бах. Трио-соната До мажор no.5 BWV 529
Ш. М. Видор (1844–1937). AllegrovivaceизСимфонии№ 5
Дюруфле. Прелюдия и фуга на тему Ален
Дюруфле. Скерцоор. 2
Вьернфинал из симфонии no.4 op.32

В основу программылегли сочинения французских композиторов рубежа XIX — XX веков Шарля Мари Видора, МорисаДюрюфле и Луи Вьерна, а также немецкого классика Иоганна Себастьяна Баха.

Вторая половина XIX века принесла массу органных шедевров и стала особой кульминацией на фоне органного затишья первой половины века. В моде прелюдии, гдеимпровизационность сочетается со строгой формой.

Основу творчества Видора составляютмасштабные органные сочинения, которые Видор непривычно называл симфониями (отчасти в связи с тем, что реформа органостроительства, произведённая Кавайе-Колем, значительно расширила диапазон и выразительные возможности этого инструмента).

Видор всё время, на протяжении десятилетий, возвращался к музыке своих симфоний — некоторые из них существуют в восьми различных редакциях.

Морис Дюрюфле является в первую очередьавтором духовной вокальной и органной музыки. Несмотря на то что он писал музыку практически всю свою взрослую жизнь, опубликована лишь часть его творческого наследия. Хотя в произведениях композитора ощутимо влияние позднего романтизма, импрессионизма и григорианского хорала, его творчество отличается высоким мастерством и оригинальностью. Среди его органных сочинений выделяются сюита Suiteop. 5 (1932) и прелюдия Préludeet Fugesurlenomd’Alainop. 7 (1947). Обе считаются шедеврами французской органной музыки.

В истории органной культуры Луи Вьерн (1870-1937) занимает особое место. Титулованный органист Собора Парижской Богоматери (с 1900 по 1937 гг.), великий виртуоз, гениальный импровизатор, он внес свой вклад в международное распространение французской органной школы. Это осуществилось через педагогику и многочисленные концерты по Европе, США и Канаде, а также через его творчество: лучшие страницы сочинений Вьерна предназначены именно органу, который для него, безусловно, являлся «инструментом-королем». В его музыке мы встретим и драматизм, и лирические страницы, влияние модернизма и крайности абстрационизма. Его необыкновенные причудливые мелодии и квази «джазовые» аккорды появляются в русле тенденций французской музыки 1920-х годов.

Сочинения Баха являются украшением программы, а многие поздние сочинения композиторов вступают с ним в диалог.

Любовь Носова является студенткой классов фортепианопрофессора Е. А. Муриной и органа заслуженного артиста России, доцента Д. Ф. Зарецкого, клавесина профессора И. В. Розанова. Принимает активное участие в мастер-классах ведущих европейских профессоров: Й. Труммера, Ю. Эсселя, В. Райзингера, П. ван Дайка, Л. ванДуселаара, А. Гаста, С. Черепанова, В. Церера, Г. Роста и других. Выступает с сольными концертами как органистка, клавесинистка и пианистка, принимает участие в концертах на ведущих площадках Санкт-Петербурга и других городов России, Польши и Германии. Лауреат международных конкурсов: «Гатчина — Санкт-Петербург» (2013, I премия), «OrganoDuo» — III премия в дуэте с Екатериной Хасьяновой (Петрозаводск-Кондопога, 2013), Конкурса им. Станислава Орминскиего (Гданьск, Польша, 2013, I премия).

Концерт рекомендуется к посещению зрителей старше 6 лет.

Концерт «Органный вечер. Бах и музыка Франции» прошёл в Храм св. Станислава 8 июля 2018 года.

Храм св. Станислава